Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Падеж имён существительных
Как устроен наш язык
Задачи урока: закрепить знания о системе падежей русского языка; отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка умения определять падеж имён существительных, наблюдение за существительными, которые в форме родительного падежа могут выступать в роли разных членов предложения. Выполняется фронтально письменно. Работающий у доски ученик обязательно должен задавать падежный вопрос и записывать вспомогательное слово.
Рубрика «Давай подумаем» ещё раз обращает внимание учащихся на то, что падежный вопрос и вопрос к слову, как к члену предложения (смысловой, синтаксический вопрос) не всегда совпадают. К такому выводу учащиеся должны прийти уже при выполнении второй части заданий к упр. 1, поэтому материал рубрики послужит обобщением сделанных наблюдений. Читает материал рубрики вслух учитель.
Упражнение 2 (работа в паре) — поиск слов, употреблённых в форме родительного падежа. Выполняется письменно.
Возможные трудности: 1) в стихотворении все слова в родительном падеже стоят в форме множественного числа; 2) у шести из восьми выписанных слов нулевые окончания; 3) при образовании формы родительного падежа множественного числа появляется беглый гласный. Это может спровоцировать ошибки при выделении окончаний. Если учитель не уверен в том, что учащиеся смогут правильно выделить окончания, то нахождение и выделение окончаний выполняется как коллективная работа после проверки выписанных слов. При этом учащиеся должны указать начальную форму каждого выписанного слова и форму именительного падежа множественного числа, что поможет выделить нулевое окончание в словах (например: (из) веснушек — веснушка, веснушки, окончание в форме веснушек нулевое). После выполнения упражнения учащиеся выясняют, какими членами предложения могут быть слова в форме родительного падежа (на примере слов упр. 1 и 2), и приходят к выводу, что данные существительные в предложении могут быть или определениями, или обстоятельствами, или дополнениями.
Упражнение 3 — отработка умений употреблять в предложении слово в нужной форме, различать падежный вопрос от вопроса к слову как к члену предложения. Выполняется фронтально устно. При этом учитель помогает учащимся увидеть несколько возможных вариантов продолжения предложения, например: Ребята готовятся к уроку; Ребята готовятся к празднику; Ребята готовятся к соревнованию. Письменное выполнение упражнения предлагается как домашнее задание, при этом учитель просит составить и записать не менее шести предложений.
Упражнение 4 (работа в группе) — наблюдение: как падежная форма существительного зависит от смысла предложения. Выполняется письменно в группах с последующей проверкой выводов: учащиеся должны обратить внимание на то, что в этих предложениях выделенные слова стоят в разных падежных формах, и правильно подчеркнуть эти слова как члены предложения. В первом предложении должен быть задан вопрос подарок (чей)? друга и слово друга подчёркнуто как определение. Во втором — должен быть задан вопрос подарок (кому?) другу и слово другу подчёркнуто как дополнение (вопрос определения к слову другу в словосочетании подарок (какой?) другу является неверным и не должен рассматриваться даже как возможный вариант).
Упражнение 5 (по выбору) — отработка умения ставить слово в нужную падежную форму. Сначала все шесть предложений разбираются фронтально устно, затем учащиеся самостоятельно их записывают, указывая падеж имён существительных и выделяя окончания.
Словарная работа. Записать под диктовку учителя слова: территория, профессия, галерея. Сверить свою запись с записью на доске, при наличии ошибок исправить их.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют с учителем упр. 119 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные (по аналогии с предложениями из упр. 4) составляют свои пары предложений со словами кота — коту, дедушки — дедушке, учеников — ученикам.
Домашняя работа. Выполнить упр. 3, написав не менее четырёх предложений.
Ваш комментарий к уроку