Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать письма

Развитие речи

Задача урока: обучить написанию писем и письменному пересказу текста.

Работа по учебнику

Упражнение (работа в паре) — комплексная работа с текстом: закрепление навыка написания письма с опорой на обучение письменному пересказу. Начинается выполнение упражнения с фронтальной работы. Перед началом работы следует предложить ученикам вспомнить, о чём говорилось в текстах предыдущих уроков блока «Развитие речи». (О драгоценных камнях и полезных ископаемых.) Можно уточнить задание: «Ребята! Мы с вами уже знаем о том, как человек использует полезные ископаемые и драгоценные камни. Из железа делают много необходимых для жизни вещей, сооружений и механизмов, а из драгоценных камней — украшения. Сейчас я прочитаю вам текст, из которого вы узнаете, что и обыкновенные речные камешки могут оказаться полезными. Только вы должны догадаться — всегда или только в определённой ситуации? Кому и как они помогли?» (Вопросы могут быть повторены после прочтения текста.) После этого начинается работа в парах. Письменный пересказ текста (после его чтения и обсуждения) надо выполнить в виде письма (в учебнике предлагается написать письмо другу или подруге).

Вариант выполнения. Составление пересказа (текста письма) проводится фронтально (аналогично предыдущим упражнениям): записывается обращение, текст перечитывается, выделяется его основная мысль, ключевые предложения (слова) абзацев записываются как план, с опорой на который текст кратко пересказывается (учитель записывает и редактирует на доске ответы учеников).

Упражнение предлагается для обучения сжатому пересказу, поэтому так важно рекомендовать ученикам сосредоточиться на главном, чтобы кратко изложить текст в письме другу. Записанный на доске текст ученики переписывают в тетради. Если упражнение выполнялось в парах, перед списыванием учитель проверяет варианты пересказа.

Ваш комментарий к уроку