Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учим слова с удвоенными согласными в корне
Правописание
Задачи урока: отработать написание слов с удвоенными согласными в корне слова; провести орфографический тренинг.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка написания слов с удвоенными согласными бб, нн, лл, рр, жж. Выполняется фронтально письменно. До знакомства с заданием к упражнению учитель вводит учащихся в тему урока, предлагая прочитать слова упр. 1 и определить, что объединяет эти слова. Кто-то из учащихся класса наверняка заметит, что в каждом из этих слов есть удвоенная буква. Если же такого ответа не последует, учитель читает слова, интонационно выделяя (произнося удлинённо) нужные согласные звуки. После этого сообщается тема урока и начинается выполнение упражнения.
Запись на доске и в тетрадях:
Дополнительные задания.
1. Дописать диктуемые учителем слова дрожжи, корреспондент, жжение в нужную группу.
2. Составить предложение, включив в него как можно больше слов из упражнения. Записать под диктовку учителя лучшие варианты.
Упражнение 2 (работа в паре) — отработка написания слов с удвоенными согласными. Выполняется письменно. Учитель просит подчёркивать удвоенные согласные.
Дополнительные задания.
1. Подобрать слова с удвоенными согласными сс, мм, пп. Записать подобранные слова в нужную группу.
2. Составить предложение, включив в него как можно больше слов из упражнения. Записать под диктовку учителя лучшие варианты.
Рубрика «Обрати внимание» акцентирует внимание учащихся на отсутствии удвоенных согласных в словах длина, галерея. Это необходимо сделать, чтобы предупредить ошибочное написание этих слов, вызванное чрезмерным расширением отрабатываемой орфограммы. Учитель предлагает записать слова длина, галерея в словарик и тетрадь.
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка написания слов с удвоенными согласными, повторение алфавита. Выполняется письменно. Учитель предлагает вспомнить алфавит, учащиеся хором называют буквы по алфавиту. Учитель напоминает, где в классе висит алфавит, и предлагает обращаться к нему в случае затруднений.
Дополнительные вопросы. В каком порядке следует писать слова, начинающиеся на одну и ту же букву, если стоит задача расположить их по алфавиту или найти в словаре, например: аллея, африканец, аппетит? (Нужно ориентироваться на вторую букву в слове.) Как поступить, если и вторые буквы в словах одинаковые, например: группа, грамм? (Ориентироваться на третью букву в слове.)
Следует сообщить учащимся, что иногда могут совпадать первые шесть букв: коллектив, коллекция. Записав слова по алфавиту, учащиеся подчёркивают в каждом слове удвоенную согласную, что способствует предупреждению ошибок на отрабатываемую орфограмму. Слова записываются в таком порядке:
Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, отработка написания словарных слов. Выполняется фронтально письменно. Выписанные слова: щекотка, щепотка, верёвки, собачонки.
Возможные ошибки. Выписаны слова глоток, газировка, обмен.
Помощь. В первом и во втором случаях возможна проверка — проглоченный, газ, в третьем — нужно установить, что безударный гласный входит не в корень слова, а в приставку.
Упражнение 5 — отработка написания словарных слов счастье, назад, охрана. Ученики записывают слова в тетрадь (списывают с доски), подбирают родственные, например: счастье, счастливый, осчастливить, посчастливилось, счастливчик; назад; охрана, охранник, охранный, охранять, и подчёркивают орфограмму.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — закрепление написания слов с удвоенными согласными. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
Упражнение 2 — тренировка в написании слов с удвоенными согласными. Выполняется в парах. Слова, которые необходимо вставить: аллея, класса, троллейбусная, жужжала, группа, шоссе, коллекции, килограмм.
Упражнение 3 — комплексное повторение. Выполняется фронтально. Учащиеся определяют, что две запятые поставлены ошибочно, а две запятые пропущены. Цифра 1 должна быть поставлена над словами давным-давно, времён, земле, морям, нагревал. Слова с двумя корнями:
Упражнение 4 — отработка умений определять границы предложений и ставить необходимый знак в конце предложения. Выполняется индивидуально.
Упражнение 5 — повторение правила обозначения звука [ы] после [ц]. Выполняется фронтально. Прежде всего учитель просит прочитать все слова и определить, на какое правило они подобраны. После этого ученики называют только те слова, в которые нужно вписать букву и.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова территория, профессия, галерея, подчеркнуть непроверяемую орфограмму, придумать и записать предложения с данными словами, определить, какими членами предложения они являются.
Дополнительная работа. Выполнить упр. 111, 118 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Домашняя работа. Списать в тетрадь слова упр. 1 и два предложения упр. 2 тетради «Пишем грамотно». Выучить словарные слова упр. 5 учебника.
Ваш комментарий к уроку