Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Падеж имён существительных
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с системой падежей русского языка; ввести алгоритм определения падежа имени существительного в предложении; тренировать умение определять падеж конкретного слова.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение понятия «падежная форма», отработка умения ставить слово в форму нужного падежа. Выполняется фронтально устно.
Рубрика «Давай подумаем» подводит учащихся к осознанию языкового «закона»: имена существительные включаются в предложение в определённой форме падежа (падежной форме). Падеж помогает существительным изменять свою форму, для того чтобы они стали определёнными членами предложения.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает предположения, высказанные учащимися в работе с рубрикой «Давай подумаем».
Рубрика «Тайны языка» содержит материал о количестве и названиях падежей. Целесообразно, прочитав текст данной рубрики вслух, сразу перейти к следующей, так как именно в ней даётся более подробная информация о падежах.
В рубрике «Давай подумаем» представлен анализ таблиц падежей. Учащиеся сначала читают все названия падежей, затем последовательно — каждую строку таблицы. Обобщённый вариант ответа на второй вопрос рубрики: на вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком? отвечают имена существительные, называющие людей и животных (зверей, рыб, птиц, насекомых). На вопросы что?, чего?, чему?, чем?, о чём? отвечают имена существительные, называющие предметы, растения, явления природы.
Проблемная ситуация. Учитель просит найти случаи совпадения вопросов (вопрос что? в именительном и винительном падежах, вопрос кого? в родительном и винительном падежах) и задаёт вопрос: как правильно определить падеж при совпадении вопросов? Что поможет не ошибиться в определении падежа? (Опора на вспомогательные слова и на второй вопрос: кто? что? — И. п.; кого? что? — В. п.; кого? чего? — Р. п.; кого? что? — В. п.)
Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты предшествующих наблюдений и готовит к усвоению алгоритма определения падежа имён существительных. Учитель акцентирует внимание учащихся на вспомогательных словах, помогающих в определении падежа. Названия падежей и падежные вопросы предлагается выучить наизусть.
Упражнение 2 — тренировка в определении падежа имени существительного. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся поочерёдно выходят к доске, задают вопрос, записывают словосочетание и вопрос, определяют падеж.
Упражнение 3 (трудное) — различение падежного вопроса и вопроса к слову как к члену предложения. Выполняется фронтально устно. Если класс работает в быстром темпе, учитель может предложить выписать из разобранных предложений несколько словосочетаний, определить падежный вопрос и падеж. Например: выпал (из чего?) из гнезда (Р. п.), побледнел (от чего?) от испуга (Р. п.).
Памятка «Как определить падеж имени существительного в предложении» вводит алгоритм определения падежа.
Вариант проведения. Учащиеся, не обращаясь к учебнику, самостоятельно, опираясь на проделанную ранее работу, формулируют алгоритм определения падежа, а затем читают материал учебника.
Упражнение 4 (работа в паре) — закрепление алгоритма определения падежа существительного. В классе ученики выписывают лишь словосочетания с выделенными словами, записывают падежный вопрос и первые шаги алгоритма.
Возможная трудность. Определение падежа имени существительного на собак связано с тем, что имя существительное стоит в форме множественного числа, а также с разграничением винительного и родительного падежей. Если учащиеся зададут только вопрос на кого? (жаловался (на кого?) на собак), они ошибочно могут считать, что это родительный падеж.
Помощь. Попросить задать оба вопроса: жаловался (на кого? на что?) на собак, становится понятно, что это винительный падеж.
Домашняя работа. Прочитать и запомнить алгоритм определения падежа имени существительного в предложении (с. 12-13 учебника); списать текст упр. 4, определить падеж тех выделенных слов, с которыми не успели поработать в классе.
Ваш комментарий к уроку
Урок 79. Падеж имён существительных
Как устроен наш язык
Задачи урока: закрепить знания о системе падежей русского языка; отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении; тренировать определять формы падежа.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение проблемной задачи, направленной на проверку умения определять падеж имён существительных. В результате наблюдения за выделенными словами учащиеся приходят к выводу, что формы падежей могут совпадать по написанию и звучанию (в приведённых примерах совпадают формы именительного и винительного падежей). Поэтому при определении падежа очень важно выполнить первые три пункта (шага) алгоритма: 1) найти в предложении слово, к которому относится имя существительное; 2) от этого слова задать вопрос к существительному как члену предложения; 3) задать падежный вопрос. Учитель просит учеников объяснить, как Феде удалось правильно определить падеж. Важно, чтобы учащиеся при определении падежа имён существительных обращали внимание на их синтаксическую функцию в предложении. Для того чтобы правильно определить падеж, нужно одновременно поставить сразу два вопроса: идёт (кто? что?) снег, смотрю (на кого? на что?) на снег.
Обратите внимание. Можно предложить ещё такой приём, который поможет различать существительные не только в формах именительного — винительного и родительного — винительного падежей: нужно заменить неодушевлённое существительное одушевлённым, и наоборот. Например, в предложении Я стою у окна и смотрю на снег слово снег можно заменить словом кошка: Я стою у окна и смотрю на кошку. Форма именительного падежа у слова кошка невозможна в предложении, значит, позиция, которую занимают слова снег, кошку, — это позиция винительного падежа. Этот приём очень эффективный и, главное, грамматически абсолютно верный, но использование его и даже знакомство с ним осложняется тем, что с одушевлёнными существительными ученики познакомятся только через несколько уроков. Если учитель сочтёт нужным познакомить учеников с этим приёмом чуть позднее, то на данном этапе обучения его можно использовать при решении подобных проблемных случаев падежной омонимии.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты работы с предыдущей рубрикой и вводит понятие «начальная форма слова», которое учащиеся должны запомнить.
Упражнение 1 — закрепление знаний о том, что имя существительное, являющееся в предложении подлежащим, стоит в форме именительного падежа. Выполняется фронтально устно, при этом особое внимание нужно уделить вопросу, содержащемуся в задании к упражнению.
Упражнение 2 (работа в паре) — отработка умения ставить слово в начальную форму. Выполняется письменно в парах. Вначале учащимся предлагается вспомнить новое понятие: «Начальной формой имён существительных является...» (Форма именительного падежа единственного числа.) После выполнения работы проводится коллективная проверка.
Возможные ошибки. Учащиеся вместо формы именительного падежа единственного числа записывают форму множественного числа: липами — липы, о лесах — леса.
Помощь. Ещё раз прочитать определение понятия «начальная форма слова».
Упражнение 3 — отработка навыка определения падежа имён существительных. Выполняется фронтально письменно. При комментировании учащимися своих действий учитель просит соблюдать алгоритм определения падежа.
Возможные трудности.
1. Определение формы предложенного падежа существительного берег — развёл (на чём?) на берегу.
Обратите внимание. У предложного падежа есть особая форма на -у: в лесу, на берегу, на лбу, в снегу, во рту, на мосту и др. (ср.: о лесе, о береге — форма на -е). Не вдаваясь в лингвистические сложности (форма на -е имеет объектное значение, форма на -у — значение обстоятельственное, места), учитель сообщает, что на берегу — это форма предложного падежа. Есть особая форма на -у и у родительного падежа: много песку, сахару, народу, шуму (формы на -у называют часть целого; в современном русском языке вытесняются формами на -а: много песка, сахара, народа, шума). Если подобные формы встретятся при анализе падежей существительных, не следует предлагать ученикам самостоятельно прийти к выводу о принадлежности формы к тому или иному падежу.
2. Определение падежа двух стоящих рядом существительных: учащиеся могут ошибочно выделить единое словосочетание поднимался к вершинам деревьев и определить, что падеж слов к вершинам и деревьев один и тот же. Учитель просит обратить внимание на необходимость работы с двумя словосочетаниями: поднимался (к чему?) к вершинам, к вершинам (чего?) деревьев; синтаксический вопрос — к вершинам (каким?) деревьев.
Рубрика «Обрати внимание» содержит информацию о согласовании падежных форм и предлогов. После знакомства с материалом рубрики учитель задаёт вопросы на понимание новой информации: какой падеж употребляется только с предлогами? Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? Какие падежи называются косвенными?
Рубрика «Давай подумаем» акцентирует внимание на том, что предложный падеж употребляется только с предлогами.
Упражнение 4 — систематизация знаний о том, что каждому из падежей, за исключением именительного, соответствует определённый набор предлогов. Выполняется фронтально устно.
Упражнение 5 (по выбору) — закрепление полученных на уроке знаний, отработка алгоритма определения падежа имён существительных. Выполняется фронтально письменно. Можно создать проблемную ситуацию: высказать мнение, что существительное диван (закатился под диван) стоит в форме именительного падежа. Учащиеся должны не согласиться с этим утверждением, указав на наличие предлогов (закрепляется знание о том, что именительный падеж никогда не употребляется с предлогами).
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с этимологией слова весна.
Дополнительная работа.
1. Найти в предложенном тексте (любом) имена существительные и записать их в тетрадь в начальной форме.
2. С опорой на таблицу упр. 4 составить и записать несколько словосочетаний, включив в них существительные с предлогами.
Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 1, определить падеж всех имён существительных, встретившихся в тексте упражнения.
Ваш комментарий к уроку