Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Изменение имён существительных по падежам

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с понятием «изменение по падежам»; наблюдать за употреблением одного и того же слова в формах разных падежей.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение знаний о различиях между родственными словами и формами одного и того же слова. Нужно сначала определить, что в первом столбике записаны различные формы слова зима, а во втором — родственные слова. После этого учащиеся обобщают наблюдения, отвечая на вопросы рубрики.

Примеры обобщённых ответов.

1. У каждого из родственных слов, кроме общего значения, содержащегося в корне, есть ещё и свой собственный оттенок значения, который привносят приставки или суффиксы, образующие новое слово, например: зимний — относящийся к зиме, зимушка — ласковое название зимы. У форм одного и того же слова — одно и то же значение. У родственных слов основа разная, а у форм — одинаковая.

2. Часть слова, которая помогает изменить форму слова, называется окончанием. Разные формы одного слова имеют разные окончания.

3. Родственные слова образуются с помощью или приставок (приставочный способ), или суффиксов (суффиксальный способ), или одновременно и приставок, и суффиксов (приставочно-суффиксальный способ) либо присоединением двух корней (сложение).

Упражнение 1 — отработка умений ставить слова в нужную форму и определять, каким членом предложения они являются. Выполняется фронтально письменно.

Рубрика «Давай подумаем» готовит учащихся к введению понятия «падеж». При ответе на вопросы рубрики учащиеся указывают, что слова работа, друзья, клён по смыслу связаны с другими словами в предложениях, выполняя определённую роль. Например, слово (с) работы указывает на место, откуда вернулась мама, слово клёна — на то, какая ветка стучала в окно. Чтобы выполнять роль того или иного члена предложения, слова должны стоять в определённой форме.

Упражнение 2 — продолжение начатой в упр. 1 работы. Первая пара предложений разбирается и записывается фронтально, далее — самостоятельно с последующей проверкой.

Возможная ошибка (при работе со вторым предложением). Неверное написание окончания в форме слова ошибок. Учитель сообщает, что в форме слова (без) ошибок безударный гласный в окончании обозначается буквой о (можно записать на доске).

Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдений и вводит понятия «падеж» и «изменение по падежам». Учитель самостоятельно объясняет данный материал и лишь после этого просит учащихся прочитать информацию в учебнике.

Упражнение 3 (работа в паре) — поиск в тексте различных форм слова дядя; определение, какими членами предложения являются эти формы. Выполняется в парах устно (с опорой на рубрику «Подсказка»). Проверка выполнения проводится в таком порядке: учитель просит найти предложение, в котором форма слова дядя является подлежащим, потом — дополнением (таких предложений три), затем — обстоятельством (таких предложений два), и наконец предложение, в котором форма слова дядя является определением. После проверки учащиеся отвечают на последний, обобщающий, вопрос упражнения. Примерный ответ: слово дядя может выполнять роль различных членов предложения благодаря тому, что оно изменяет свою форму, т. е. изменяется по падежам.

Упражнение 4 — отработка умения задать вопрос к слову как к члену предложения. Выполняется фронтально письменно. Ученики обязательно должны определить слово, с которым связано выделенное, и задать от найденного слова вопрос. При работе с подлежащими (кони, бока, ветер) учитель напоминает, что можно задать вопрос как от сказуемого к подлежащему, так и от подлежащего к сказуемому.

Возможные ошибки. Учащиеся неправильно определяют слово, от которого нужно задать вопрос, например: ветер (где?) в небе; в небе (что?) облака.

Помощь. Следует разбирать каждую допущенную ошибку и научить правильно определять слово, от которого задаётся вопрос. Это важно для того, чтобы учащиеся приобрели умение определять не только каким членом предложения является слово, но и (позже) в форме какого падежа оно стоит.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова, заранее вынесенные на доску: везде, впереди, конечно, организм, прекрасный, подобрать к ним родственные (везде, вездеход, вездесущий; впереди, вперёд, впередисидящий, вперёдсмотрящий; конечно, организм, орган; прекрасный), подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Придумать и записать предложения с данными словами, определить, какими членами предложения они являются.

Домашняя работа. Списать текст упр. 3 в тетрадь, подчеркнуть слово дядя как член предложения (в зависимости от уровня подготовки класса можно предложить списать не весь текст, а только первый абзац), выучить написание словарных слов.

Ваш комментарий к уроку