Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать изложение

Развитие речи

Задачи урока: повторить признак текста-повествования; научить правильно выбирать синонимы, составлять сжатый пересказ, план, восстанавливать текст по плану.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — повторение признаков текста-повествования, обучение правильному выбору синонимов. Выполняется фронтально. Сначала учащиеся вспоминают признак текста-повествования («кадры киноплёнки» последовательно сменяют друг друга), затем учитель объясняет, как правильно нужно подбирать синонимы. Так как ученики ещё не знакомы со стилистической окраской слова, работа проводится с опорой на их «языковое чутьё»: самостоятельно прочитав текст, они предлагают свои варианты слов, подходящих для каждого предложения и целого текста, а учитель комментирует их выбор.

Правильный выбор: рассказано (ученики могут предложить и другой синоним — говорится), так как слова изложено и сказывается имеют иную стилистическую окраску, а слово сообщается не подходит по значению, ведь сказки и легенды не ставят перед собой задачу что-либо сообщить; разгневала, так как слова разозлила, обозлила имеют разговорно-бытовую окраску, а слово разъярила не подходит по смыслу (верховный бог именно разгневался, а не разъярился: в случае необходимости можно объяснить значение слова ярость — «сильный гнев, бешенство»); разрушил, так как слова разгромил и развалил несут более эмоциональные оттенки значения; бродят или ходят, так как слова шагают и расхаживают по смыслу не сочетаются с целым текстом, вносят в спокойно-бесстрастное повествование иронический оттенок.

Упражнение 2 (работа в паре) — обучение пересказу текста по составленному плану. Текст вслух читает учитель, ученики следят по учебнику, читают про себя. После этого начинается работа в парах: обсуждение текста и подбор ключевых слов (предложений) для каждого абзаца. В результате обсуждения результатов парной работы может получиться следующий план (мини-текст):

1. Бирюза — драгоценный камень.

2. Самая красивая бирюза — голубого цвета.

3. Бирюза меняет цвет.

4. Легенда. Молодых женщин превратили в небесноголубую бирюзу, старух — в зелёную, детей — в белую.

После того как план составлен, ученики ещё раз читают текст, сверяют его с планом и закрывают учебники. Задание восстановить, опираясь на план, последний абзац выполняется фронтально: ученики вспоминают предложения последнего абзаца и пересказывают их; учитель фиксирует на доске ответы учеников и, если есть необходимость, редактирует полученный пересказ; ученики сверяют написанное на доске с текстом в учебнике. В тетрадях должен быть записан план текста (мини-текст) и списанный с доски вариант пересказа. Если позволит время, можно выполнить последнее задание к упражнению (сравнить текст Васи с пересказом, составленным учениками) и обсудить требование к тексту, данное в рубрике «Обрати внимание»: текст предназначен для чтения или слушания, поэтому важно построить его так, чтобы заинтересовать читателя или слушателя.

Ваш комментарий к уроку