Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Изменение имён существительных по числам

Правописание

Задачи урока: отработать сложные случаи образования формы множественного числа; закрепить правописание таких слов; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — отработка правописания группы слов, форма множественного числа которых имеет окончание -а. Выполняется фронтально письменно. Важно обратить внимание учеников на место ударения в этих словах и отработать правильное произношение. После того как слова записаны, учитель предлагает игру «Один — много»: называет слова в единственном числе, а ученики (по цепочке) отвечают формой множественного числа. Рубрика «Проверь себя» закрепляет правильное произношение формы множественного числа.

Упражнение 2 — повторение правописания слов с разделительным мягким знаком и правил переноса таких слов. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают слова, разделяя их для переноса.

Возможные трудности связаны с расхождением в ряде случаев деления слов на слоги с делением для переноса. Если кто-то из учеников ошибается или испытывает затруднения, следует предложить индивидуальную работу по модели урока 4 (см. комментарий к этому уроку).

Образец выполнения задания (в скобках даны допустимые варианты): сту-лья, ли-стья (лис-тья), де-ревья (деревья), дру-зья, сы-новья (сыно-вья), бра-тья, кры-лья, перья, му-равьи (мура-вьи).

Рубрика «Говори правильно» приводит нормативное употребление форм множественного числа существительных порт, торт, крем, инженер. В отличие от группы слов из первого упражнения, в которых ударным является окончание -а, в словах с окончанием -ы ударение на окончание не переходит. Учитель должен обратить внимание на то, что в словах первого упражнения ударение подвижное (в форме единственного числа ударным является один из гласных корня, а в форме множественного числа — окончание -а). В словах из рубрики «Говори правильно» в формах единственного и множественного числа места ударения совпадают.

Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умения соотносить род и число имён прилагательных и глаголов с родом и числом имён существительных.

Упражнение 4 — развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Первая часть задания к упражнению выполняется письменно в парах: учащиеся списывают текст, определяют границы предложений и расставляют знаки препинания. Поиск безударных гласных и определение частей слова, в которых они находятся, выполняется фронтально (по цепочке).

Упражнение 5 — повторение правописания словарных слов.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — повторение орфограммы «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Выполняется самостоятельно. Порядок проверки: учащиеся сначала читают слова, в которых последней является буква ь, а затем определяют общие признаки всех прочитанных слов (женский род и единственное число).

Упражнение 2 — отработка умения правильно определить форму единственного числа и род слов, являющихся именами существительными.

Возможные трудности. Образование формы единственного числа, определение места ударения в словах (заросль, туфля; цветок — не «цвет»), установление рода некоторых слов (мозоль — ж. р., заросль — ж. р., туфля — ж. р.). Выполняется фронтально.

Упражнение 3 — поиск имён существительных, употребляющихся только в форме множественного числа; обогащение словарного запаса учащихся. Выполняется в парах. Перед началом работы учитель предлагает вспомнить особенности значения этих слов (называют предметы, состоящие из двух частей, или то, что не может быть представлено как один предмет). Слова, которые должны быть подчёркнуты: ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, доспехи, духи, сливки, шахматы, именины.

Возможные трудности. Учащиеся не часто слышат слово лыжа и поэтому могут подчеркнуть слово лыжи; запись очки предполагает два варианта: форма множественного числа слова очко (единица счёта выигрышей); слово, не имеющее формы единственного числа (называет прибор для улучшения зрения).

Упражнение 4 — языковое развитие учащихся. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Правильная запись: листы бумаги, листья берёзы, морские суда, тёмные цвета, красивые цветы.

Упражнение 5 — повторение орфограммы «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Предлагается как домашняя работа.

Упражнение 6 — определение рода несклоняемых имён существительных. Выполняется фронтально письменно. Учитель напоминает о правилах работы: не записывать слово в тот или иной столбик без уверенности в своём решении.

Следует объяснить значение слова фланель (лёгкая бумажная или шерстяная ткань, обычно с пушистым редким начёсом).

Образец выполненного задания:

Мужской род

Средний род

Женский род

тюль

фламинго

кенгуру

пони

шимпанзе кофе

пальто

метро

эскимо

такси

шоссе

меню

какао

фланель

мозоль

заросль

глушь

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь словарные слова учитель, инженер, один, орех; подчеркнуть непроверяемую орфограмму.

Домашняя работа. Подготовиться к словарному диктанту (упр. 5 учебника), записать в рабочую тетрадь в два столбика слова упр. 5 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку

Урок 75. Изменение имён существительных по числам

Правописание

Задачи урока: отработать правописание формы множественного числа имён существительных, заканчивающихся на -мя; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (работа в паре) — тренировка умения образовывать формы множественного числа в сложных случаях. Выполняется письменно.

Упражнение 2 — наблюдение за особенностью образования формы множественного числа имён существительных, заканчивающихся на -мя. Выполняется фронтально письменно.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдение за суффиксом -ен- в форме множественного числа имён существительных на -мя.

Упражнение 3 — закрепление правописания различных форм имён существительных на -мя. Выполняется письменно самостоятельно. При этом учитель записывает на доске встретившиеся в тексте некоторые формы слов как образец.

Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, повторение изученных орфограмм. Выполняется фронтально устно. Сначала текст читается целиком, затем учащиеся по цепочке работают со словами, в которых есть пропущенная буква: называют орфограмму и её место в слове, способ проверки (если она возможна), проверочное слово, букву, которую нужно написать на месте пропуска. Учитель записывает анализируемые слова на доске в столбик.

После разбора всех слов учащиеся самостоятельно записывают текст в тетради (на уроке или дома, по усмотрению учите ля).

Упражнение 5 — повторение орфограмм, необходимых для записи ряда форм множественного числа. Выполняется письменно в парах.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — поиск слов, не имеющих формы множественного числа. Выполняется фронтально. Учащиеся должны подчеркнуть следующие слова: обувь, мебель, мёд, охота, сахар, золото, помощь, темнота, капуста, картофель.

Упражнение 2 — соотнесение формы множественного числа с формой единственного числа существительных на -мя. Выполняется самостоятельно. В форме множественного числа выделяется суффикс -ен-.

Упражнения 3, 5 и 7 — повторение правописания словарных слов. Выполняются дифференцированно.

Упражнение 4 — повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова», тренировка в подборе проверочных слов. Выполняется дифференцированно.

Упражнение 6 — комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке объясняют, какую букву нужно вставить на месте пропуска, называют часть слова, в которую входит орфограмма.

Обратите внимание. В конце тетради «Пишем грамотно» № 1 приведён список орфограмм, изученных во 2 классе. Рекомендуем обращаться к этому списку при организации повторения.

Словарная работа. Объяснительный словарный диктант. Диктуемые слова: обычный, потом, девочка, багаж, учитель, орех, один, инженер.

Дифференцированная работа. В учебнике и тетрадях представлено много разнообразных упражнений, организующих повторение изученных орфограмм. Учитель по своему усмотрению выбирает для самостоятельного группового или

фронтального выполнения задания, направленные на преодоление индивидуальных трудностей

Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 6 тетради «Пишем грамотно» или текст упр. 4 учебника. Повторить словарные слова (упр. 5 на с. 178 учебника).

Тест «Проверь себя», помещённый в конце тетради «Пишем грамотно», позволяет проверить знания, усвоенные учащимися в первом полугодии. Для проведения теста используется один из резервных уроков.

Ваш комментарий к уроку