Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Число имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с именами существительными, употребляющимися только в форме единственного или только в форме множественного числа; тренировать умение определять число имён существительных.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» содержит материал, позволяющий учащимся сделать вывод, что по форме множественного числа имён существительных нельзя определить их род, так как окончания форм множественного числа мужского, женского и среднего рода часто совпадают.

Рубрика «Обрати внимание» вводит алгоритм определения рода имени существительного, стоящего в форме множественного числа. Учащиеся в результате работы с обеими рубриками должны сделать вывод, что род имён существительных определяется по форме единственного числа.

Упражнение 1 — отработка умения применить полученные знания. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся должны вспомнить, что если выписываемое существительное стоит в форме множественного числа, то для определения рода нужно записать рядом форму единственного числа и лишь потом определить, и указать род.

Упражнение 2 (работа в паре) — наблюдение за существительными, не имеющими формы множественного числа. Заранее этого сообщать учащимся не нужно, они сами должны прийти к выводу о наличии в языке подобных слов. Отдельно записываются слова мёд, молоко, доброта.

Рубрика «Давай подумаем» позволяет учащимся убедиться в правильности вывода, сделанного при выполнении упр. 2.

Рубрика «Тайны языка» обобщает полученные знания. Важно обратить внимание на значение имён существительных, употребляющихся только в форме единственного числа.

Упражнение 3 (работа в паре) — наблюдение за существительными, не имеющими форму единственного числа. Выполняется письменно. Отдельно записываются слова прятки, сливки, брюки.

Рубрика «Тайны языка» указывает на наличие в русском языке имён существительных, которые употребляются только в форме множественного числа. Важно обратить внимание на значение таких слов: называют предметы, состоящие из двух частей, или то, что не может быть представлено как один предмет.

Рубрика «Давай подумаем» содержит проблемный вопрос. Учащиеся должны указать, что слова дух — духи, вес — весы — это не формы единственного и множественного числа одних и тех же существительных, а разные слова, так как имеют разное значение. Например, дух — это внутренняя сила (не падать духом, здоровый дух) или бесплотное сверхъестественное существо, а духи — ароматическая жидкость.

Упражнение 4 (по выбору) — отработка умения определять род и число имён существительных, повторение известных частей речи, отработка умения их различать. В классе упражнение разбирается устно, при этом выполняются только отдельные записи. Списывание текста предлагается в качестве домашнего задания. Учитель просит учащихся найти в тексте и назвать имена существительные в форме единственного числа. Найденные и названные слова учитель записывает на доске в столбик:

 (на) свете

 север

 землю

 юг

 восток

 запад

(для) человека

Земля

планета

Затем учитель просит определить род этих существительных. Учащиеся приходят к выводу, что легче определить род по форме слова, которая отвечает на вопрос что? или кто?, поэтому рядом с первым, третьим и седьмым словом учитель записывает начальную форму (термин при этом, конечно, не вводится) и лишь потом род.

Дополнительное задание. Найти слова, которые имеют только форму единственного числа (свет, север, юг, вос-

ток, запад). Напоминаем, что форма единственного числа слова человек и форма множественного числа люди не являются однокоренными словами.

Систематизацию знаний о частях речи на материале этого упражнения учитель проводит, предложив учащимся вспомнить названия изученных частей речи, которые они могут найти в тексте. После этого учитель делит доску на четыре столбика, надписывает их: существительное, прилагательное, глагол, предлог, а учащиеся фронтально отбирают слова для каждого столбика и обосновывают свой выбор (указывают признаки отнесения слова к данной части речи).

Дополнительная работа (для классов с высоким уровнем подготовки).

1. Придумать и записать словосочетания с именами существительными, употребляющимися только в форме единственного числа.

2. Придумать и записать словосочетания с именами существительными, употребляющимися только в форме множественного числа.

3. Ответить на вопросы: можно ли определить род имён существительных, употребляющихся только в форме множественного числа? Почему это нельзя сделать? Можно предложить проблемное задание: определить род имён существительных грабли, ножницы, сливки, каникулы, брюки (род имён существительных устанавливается по форме единственного числа, а раз этой формы у данных слов нет, то и определить их род невозможно).

Домашняя работа. Списать текст упр. 4, над словами одного из предложений указать известные части речи.

Ваш комментарий к уроку