Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Правописание
Задачи урока: познакомить с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»; провести орфографический тренинг.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами с данной орфограммой. Учащиеся видят, что после одних и тех же букв ь то пишется, то не пишется. Содержащиеся в рубрике вопросы помогают учащимся определить, от чего зависит написание ь после шипящих на конце имён существительных. Учащиеся отмечают, что все слова второй группы — это имена существительные женского рода и что мягкий знак в словах тишь, рожь, глушь не обозначает мягкость согласных звуков, поскольку звуки [ш] и [ж] — непарные твёрдые согласные.
Рубрика «Тайны языка» вводит правило написания слов с данной орфограммой. Нужно обратить внимание учащихся на то, что в правиле речь идёт об именах существительных единственного числа. Это важно отметить для того, чтобы учащиеся в дальнейшем не применяли это к словам вида туч, задач, удач (существительных 1-го склонения в форме родительного падежа множественного числа).
Вопросы, организующие наблюдение. У всех ли имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак? Зависит ли написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных от того, в форме какого числа стоит существительное?
Памятка «Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце» предлагает алгоритм определения написания ь после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа (в остальных случаях написание ь нужно уточнять).
Упражнение 1 — тренировка в написании имён существительных с шипящими на конце. Выполняется фронтально. Объясняя написание слов в столбиках, учащиеся своими словами формулируют изучаемое правило.
Упражнение 2 (работа в паре) — продолжение начатой в предыдущем упражнении работы. Выполняется письменно. Во время проверки учитель просит обосновать написание слов в обоих столбиках.
Упражнение 3 — применение изучаемого правила при написании слов. Выполняется фронтально письменно.
Упражнение 4 (по выбору) — закрепление навыка применения правила. Задача усложняется тем, что учащиеся должны сначала решить, какое слово задумано, а потом правильно записать его. Выполняется письменно в парах.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка правила. Выполняется фронтально. Учащиеся работают по цепочке, подробно комментируя свой выбор — писать или не писать ь. После того как все слова будут проанализированы, организуется поиск «лишнего» слова в каждой из строк.
Упражнение 2 — продолжение орфографического тренинга. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Учитель просит назвать слова, в которых на конце после шипящих пишется ь.
Упражнение 3 — комплексное повторение изученных орфограмм, закрепление правила постановки знаков препинания в конце предложений и между однородными членами. Выполняется фронтально. Написание каждой буквы, постановка каждого знака объясняется учащимися (вслух, по цепочке).
Словарная работа. Записать в словарик слово багаж; объяснить, какая орфограмма является непроверяемой, а какая — подчиняется правилу; уточнить значение слова багаж (багаж — упакованные для отправки поездом, пароходом, самолётом вещи, груз пассажира); подобрать и записать родственные слова (багажный, багажник); с одним из родственных слов составить предложения; записать одно из удачных.
Домашняя работа. Записать в тетради в два столбика слова упр. 1 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку
Урок 72. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Правописание
Задача урока: отработать написание слов с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» и правописание словарных слов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение двух орфограмм: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», «Проверяемые согласные в корне слова». Выполняется фронтально письменно. Учащиеся сначала должны догадаться, какие слова задуманы. Учитель может предложить записывать слова в два столбика, предварительно определив принцип (признак) распределения слов на две группы. Таких принципов может быть по крайней мере два: 1) слова с ь на конце и слова без ь на конце; 2) слова с двумя орфограммами и слова с одной орфограммой.
Рубрика «Подсказка» помогает учащимся сформулировать ответ на последний вопрос упр. 1.
Рубрика «Давай подумаем» позволяет повторить функции ь и проверить прочность усвоенных знаний. Колин ответ является правильным: для записи считалки нужно три мягких знака — в словах крыльце, царь, король.
Упражнение 2 — отработка написания ь на конце существительных после шипящих. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся сначала читают пословицы и объясняют особенность написания слов, представленных в упражнении звуковой записью. При работе со словом товарищ важно обратить внимание на то, что это словарное слово. Учитель делает на доске буквенную запись нескольких слов, подчёркивая орфограммы. Опираясь на этот образец, учащиеся самостоятельно записывают слова в тетради.
Упражнение 3 — поиск слов с изучаемой орфограммой, тренировка в их написании. Можно предложить сгруппировать выписываемые слова в два столбика.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — активизация словарного запаса учащихся, тренировка в написании слов с изучаемой орфограммой. Проводится либо дифференцированно, либо фронтально письменно как игра-соревнование.
Упражнение 2 — повторение написания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей групповой проверкой.
Упражнение 3 — тренировка в объяснении написания букв. Выполняется фронтально. Учащиеся должны определить часть слова, в которой находится выделенная буква, назвать тип орфограммы и способ проверки, подобрать, если можно, проверочное слово, расставить пропущенные запятые.
Упражнение 4 — совершенствование контроля. Большая часть допущенных Кириллом ошибок связана с изучаемым правилом. Выполняется фронтально. При выполнении работы над ошибками учащиеся должны в скобках указывать род имён существительных, а у существительных женского рода ещё и число.
Дополнительная работа. В начале урока повторить орфограммы «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» с опорой на упр. 101 тетради «Учусь писать без ошибок».
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют с подробными комментариями упр. 102 в тетради «Учусь писать без ошибок», остальные самостоятельно работают с упр. 1 в тетради «Пишем грамотно» № 1.
Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 3 тетради «Пишем грамотно».
Вариант. Списать в тетрадь без ошибок текст упр. 4 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку