Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Число имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с изменением имён существительных по числам; ввести понятие числа имён существительных.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за изменением формы числа имён существительных. Учащиеся должны сделать вывод о том, что слова первой группы называют один предмет, а второй — множество этих же предметов. Важно также вспомнить известный со 2 класса материал о разных формах одного и того же слова (например, лес — леса, озеро — озёра).

Рубрика «Тайны языка» вводит информацию о том, что имена существительные изменяются по числам. После знакомства с материалом рубрики учитель отмечает, что теперь учащиеся знают два признака имён существительных — род и число. При сравнении этих признаков ученики должны понять, что имена существительные по родам не изменяются, так как каждое имя существительное относится к одному из трёх родов, а по числам — изменяются, так как одно и то же имя существительное может употребляться и в форме единственного, и в форме множественного числа. Проиллюстрировать этот вывод можно примерами: слова дом, лес, стена, кошка изменяются по числам, но изменить их род нельзя.

Упражнение 1 — тренировка в определении числа имён существительных. Выполняется фронтально письменно.

Упражнение 2 — образование формы множественного числа, знакомство с особенностями образования форм множественного числа существительных человек, ребёнок. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся записывают парами формы единственного и множественного числа, выделяют окончание как часть слова, которая меняется при изменении слов по числам. При выполнении этого упражнения учащиеся узнают об особых случаях образования формы множественного числа существительных человек, ребёнок и приходят к выводу, что слова в парах человек — люди, ребёнок — дети не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова.

Обратите внимание. В лингвистике образование форм одного слова с помощью разных основ называется супплетивизмом, а сами основы — супплетивными. Конечно, такая терминология не должна использоваться на уроке. Но ученики могут познакомиться с самим явлением, тем более что человек, ребёнок — слова активного словарного запаса и образование форм множественного числа этих слов может вызвать интерес у младших школьников. Организуя наблюдение за такими формами, учитель должен ориентироваться на методику знакомства с формами слова, применявшуюся во 2 классе: важно продемонстрировать ученикам, что значение слова не меняется, изменяется лишь указание на количество называемых этим словом предметов. Можно предложить ученикам такое задание: назовите одним словом много предметов: стол (столы), дом (дома), карандаш (карандаши), ромашка (ромашки), кошка (кошки), бабушка (бабушки), человек (люди), ученик (ученики), ребёнок (дети). В таком ряду форма множественного числа слов ребёнок, человек возникнет в ответе учеников автоматически, так как активизируется опыт учеников как носителей языка.

Для справки. Супплетивные основы слов других частей речи: иду — шёл, хорошо — лучше, много — больше, я — меня, мы — нас, он — его.

Рубрика «Говори правильно» приводит норму ударения форм множественного числа существительных доктор и учитель.

Упражнение 3 — тренировка в изменении формы числа имён существительных, различение форм единственного и множественного числа. Выполняется письменно с последующей проверкой. Учитель уточняет задачу упражнения: нужно выписать не все имена существительные, а только имена существительные, употреблённые в стихотворении в форме множественного числа.

Упражнение 4 (работа в паре) — поиск имён существительных, представленных в разных падежных формах, отработка умения приводить начальную форму (без введения термина) найденных имён существительных. Выполняется письменно в парах. Предложения с однородными членами называются устно.

Домашняя работа. Списать второй абзац текста упр. 4, подчеркнуть однородные члены предложения.

Ваш комментарий к уроку