Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать изложение

Развитие речи

Задачи урока: обучить письменному пересказу; тренировать умение определять тип исходного текста.

Обратите внимание. При проведении этого урока учитель имеет возможность (если он раньше этого не делал) разрушить стереотип в деятельности ученика. Начиная урок, учитель может назвать номер урока, не говоря, какую страницу учебника следует открыть: в этом случае ученики сами должны найти её в учебнике. Затем следует спросить, к какому тематическому разделу (блоку) относится этот урок («Развитие речи») и чем им предстоит заниматься на уроке (учиться правильно составлять собственный письменный текст). После этого предложите ученикам прочитать задания к упр. 1, тексты и объяснить, что они будут делать и в какой последовательности. Рекомендуем и на уроках других блоков («Как устроен наш язык», «Правописание») периодически организовывать такую работу по осознанию целевой установки, определению объёма задания и последовательности его выполнения.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (работа в паре) — определение типа исходного текста, самостоятельный пересказ текста-описания. После знакомства с заданиями к упражнению и текстами учитель просит учеников вспомнить, чем повествование отличается от описания. Если учащиеся затрудняются в определении типов текста и их особенностей, можно помочь им: записать на доске некоторые яркие детали из текста 1 (описание), чтобы ученикам было легче восстановить его по памяти. Следует помнить, что при самостоятельном выполнении задания, связанного с письменным пересказом, в работах учеников могут появиться орфографические ошибки. Нецелесообразно сразу акцентировать на них внимание, так как при проверке тетрадей учитель отметит ошибочные написания.

Важно правильно организовать взаимопроверку: не сравнивать получившийся у соседа по парте текст с данным в учебнике, а проверять его по памяти. Можно предложить «поработать учителем»: вписать карандашом важные слова, которые, на взгляд проверяющего ученика, не представлены в тексте- пересказе. После того как ученики снова обменяются тетрадями, организуется обсуждение: какие детали описания чаще всего не фиксировались, что исправлялось неправильно и т. п. Если ученики исправляли работы друг друга, ориентируясь в первую очередь на полноту пересказа («дословный пересказ»), следует перейти к работе с рубрикой «Обрати внимание».

Во время выполнения упражнения учитель должен контролировать ход работы и оказывать помощь тем, кто испытывает затруднения. При этом он будет видеть, справляются ли ученики с заданием, и, если пересказ не получается, сможет предложить свой вариант в качестве опорного образца.

Рубрика «Обрати внимание» вводит алгоритм составления недословного пересказа исходного текста.

Упражнение 2 — повторение признаков текста-рассуждения. Выполняется фронтально устно. Важно обратить внимание на построение текста: каждый абзац является своего рода доказательством исходного тезиса — без полезных ископаемых у людей не было бы нужных для жизни предметов и продуктов. Текст упражнения можно связать с информацией, полученной учениками на уроках окружающего мира.

Ваш комментарий к уроку