Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Род имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с категорией рода имён существительных; отработать способ определения рода имён существительных.

Работа по учебнику

Обратите внимание. Род имён существительных — это так называемая классифицирующая категория (слова не изменяются, а распределяются по родам). Следовательно, носители языка, каковыми и являются ученики, практически всегда безошибочно определяют род того или иного имени существительного. Это знание получено не в результате заучивания каких-то правил грамматики, а непосредственно в речевом опыте. Однако в некоторых случаях носитель языка должен знать, к какому роду относится то или иное существительное, и такое знание невозможно без обращения к словарю или справочнику: распределение по родам несклоняемых существительных и существительных, трудно определимых по роду в результате восприятия носителями языка грамматической аналогии. Так, частотные ошибки в употреблении слов тюль, шампунь (характеризуются как слова женского рода) возникают потому, что эти слова автоматически ставятся в один ряд с существительными женского рода 3-го склонения типа лошадь, мать, хотя и тюль, и шампунь — существительные мужского рода. Таким образом, обращение к категории рода позволяет не только изучить ещё один грамматический признак существительного, но и организовать практическую работу по формированию речевой культуры, познакомив учеников с грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Рубрика «Тайны языка» знакомит с таким признаком имён существительных, как род. Учитель может ввести этот материал самостоятельно или (в зависимости от уровня подготовки класса) предложить ученикам прочитать текст рубрики.

Упражнение 1 — наблюдение за парными по роду именами существительными (названиями животных). В большинстве случаев суффикс помогает образовать родственное слово, но встречаются также пары слов, которые не являются однокоренными. Таким образом, упражнение способствует расширению словарного запаса и формированию речевой культуры учащихся. Выполняется фронтально письменно.

Упражнение 2 — отработка умений определять род имён существительных и составлять словосочетания, согласовывая прилагательные с существительными в роде. Выполняется письменно. Работа с первой строчкой организуется фронтально, с последующими — в парах. Учитель указывает на то, что правильные окончания прилагательных даны в скобках. После проверки упражнения учитель задаёт обобщающий вопрос: «От чего зависит выбор формы имени прилагательного?» Выслушав ответы учащихся, он предлагает обратиться к рубрике «Обрати внимание», а потом рассказать, что нужно сделать, чтобы определить род существительного.

Памятка «Как определить род имени существительного» обобщает и закрепляет введённые знания о категории рода как ещё одном признаке имени существительного.

Упражнение 3 (трудное) — развитие умения подбирать подходящие имена существительные, учитывая заданный род и общий смысл всего рассказа и каждого предложения. Учитель выбирает вариант выполнения в зависимости от подготовки класса: фронтально письменно с комментариями учителя или как индивидуальная самостоятельная работа. После знакомства с заданием учитель прочитывает текст с пропусками целиком.

Возможная ошибка. Для первого предложения подбирается слово день, а не вечер.

Помощь. Учитель указывает на то, что, во-первых, осенью дни короткие, во-вторых, в тексте далее говорится, что сказки лучше слушать «в такой вечер».

Возможная трудность. Подбор слова в шестое предложение. В этом случае можно предложить варианты на выбор: злой волшебник, колдун, чародей; добрый принц, королевич, царевич; прекрасная принцесса, королевна, царевна.

Дополнительная работа.

1. В классе с высоким уровнем подготовки: записать диктуемые учителем словарные слова в три столбика:

м. р.

с. р

ж. р.

Диктуемые слова: класс, иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Россия, язык, фамилия, облако, мечта, щавель. Если ученики испытывают затруднение с определением рода существительного, учитель читает предложение, в котором определение (имя прилагательное) помогает «опознать» род существительного, например: В классе установили новый компьютер; Ветки покрыл серебристый иней; Иванов — распространённая в России фамилия; Бабушка принесла кислый щавель.

2. Подобрать к данным на доске именам прилагательным существительные, записать получившиеся сочетания слов.

тонкая      огромный          лазурное

морозное     старинная   хрупкая

Вариант. Кроме имён прилагательных, в качестве помощи предлагаются слова-существительные для справок: ваза, картина, утро, море, нить, дворец.

Домашняя работа. Из орфографического словарика выписать по пять примеров имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Ваш комментарий к уроку

Урок 68. Род имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: отработать алгоритм определения рода имён существительных; закрепить знания о роде несклоняемых имён существительных.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за тем, как род имён существительных влияет на форму других слов в предложении. Выполняется фронтально устно.

Упражнение 2 — определение и запоминание рода несклоняемых имён существительных. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся должны сделать вывод: определить род несклоняемых имён существительных можно по форме имён прилагательных, связанных с существительными. В подтверждение следует привести материал рубрики «Обрати внимание», введённый на предыдущем уроке (с. 161 учебника).

Дополнительное задание. Найти в каждом предложении подлежащее.

Возможная ошибка. В третьем предложении ученики могут отметить как подлежащее слово кофе.

Помощь. Подробно разобрать ошибку и предложить вспомнить алгоритм нахождения подлежащего.

Рубрика «Обрати внимание» указывает на необходимость заучивания рода несклоняемых имён существительных и содержит минимальный список неизменяемых существительных с указанием их рода. После знакомства с материалом рубрики учитель просит учащихся составить несколько предложений с этими существительными. Наиболее интересные предложения записываются под диктовку учителя.

Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление знаний о роде неизменяемых имён существительных. Выполняется письменно в парах. Учитель напоминает, что в случае затруднений следует обращаться к материалу рубрики «Обрати внимание» для уточнения рода имён существительных. Учащиеся не копируют материал упражнения, а сразу пишут словосочетания.

Упражнение 4 — развитие аналитического мышления учащихся, отработка умения определять род существительных. Выполняется письменно самостоятельно с последующей проверкой. Если учащиеся затрудняются в определении «лишних» слов, учитель даёт подсказку: просит установить род имён существительных и сокращённо обозначить его над словами. «Лишние» слова: 1) имя, 2) шимпанзе, 3) шоссе.

Упражнение 5 (по выбору) — различение подхода к определению рода имени существительного с позиций русского языка и с «житейской» точки зрения. Выполняется фронтально устно.

Дополнительные вопросы. Мальчик определял род слова яйцо или род того, кто вылупится из яйца? А о чём ученика просил учитель?

Дополнительная работа. Составить и записать предложения с первыми двумя словосочетаниями из упр. 3.

Домашняя работа. Записать данные в рубрике «Обрати внимание» имена существительные в два столбика. Выучить род этих существительных. Записать три предложения со слово сочетаниями из упр. 3.

Ваш комментарий к уроку