Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать изложение
Развитие речи
Задачи урока: познакомить с новым видом учебной деятельности — написанием изложений; ввести понятие «изложение»; тренировать выделять в текстах-описаниях яркие детали как опору для пересказа исходного текста.
Обратите внимание. Изложение — это учебная работа, в процессе которой ученики должны приобрести умение письменно излагать содержание исходного текста (реферирование). Следует помнить, что, с одной стороны, изложения пишут только в школе, а с другой — при получении среднего специального и высшего образования и в своей профессиональной деятельности человек часто сталкивается с необходимостью письменного (или устного) пересказа исходного текста. Устный пересказ учащиеся осваивают в первую очередь на уроках литературного чтения и окружающего мира. Уроки блока «Развитие речи» в курсе русского языка направлены в основном на формирование навыка письменного пересказа.
Работа по учебнику
Рубрика «Обрати внимание» знакомит с новым видом работы — написанием изложений. Важно обратить внимание
учеников на осознание цели этой работы — научиться пересказывать своими словами исходный текст, опираясь на уже имеющиеся у них знания по русскому языку.
Упражнение 1 — наблюдение за текстом-описанием, выделение в тексте ярких деталей, которые могут помочь восстановить исходный текст. Текст упражнения и задания к тексту читает учитель (у учеников учебники закрыты). Если ученики не читали сказку «Волшебник Изумрудного города», учитель, кратко пересказав сюжет, сообщает имя героя, портрет которого дан в прочитанном отрывке, — Страшила. Затем ученики открывают учебники и читают текст самостоятельно, называют детали описания, а учитель их записывает на доске. Затем ученики закрывают учебники и пытаются мысленно восстановить описание, опираясь на записи на доске. Только после этого учитель предлагает пересказать текст вслух. В процессе пересказа ученики дополняют ответы одноклассников. Затем следует снова прочитать исходный текст и провести фронтальный пересказ (необходимо оказывать индивидуальную помощь ученикам, у которых эта работа вызывает затруднения). Сильные ученики могут перейти к самостоятельному выполнению упр. 2.
Упражнение 2 (по выбору) — анализ текста-описания, работа с заголовком (обсуждение и редактирование вариантов, выбор лучшего). В классах с невысоким темпом работы следует сосредоточиться только на редактировании неправильно подобранного заголовка. Творческое задание («Запиши в тетрадь первое предложение и продолжи текст так, чтобы его действительно можно было назвать „Красавица ёлочка“») предлагается только в классах с высокой успеваемостью либо для индивидуальной или групповой работы (только по желанию). Следует объяснить значение слов ельник (привести ряд слов с таким же значением суффиксов — березняк, осинник) и пичуги (обратить внимание на возможность в пересказе замены синонимом птички).
Ваш комментарий к уроку