Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Склонение имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»; отработать умение употреблять некоторые имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» готовит учащихся к введению понятия «несклоняемые имена существительные». Во 2 классе было введено понятие «неизменяемые существительные». В процессе работы с рубрикой учащиеся устанавливают: в русском языке есть существительные, которые не изменяют своей формы и которым не свойственна ни одна из трёх систем падежных окончаний, и поэтому у таких существительных склонение определить нельзя.

Учителю нужно уточнить сделанный вывод: склонение — это изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе, а значит, существительные, которые не изменяются по падежам, не относятся ни к одному из склонений.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдений за несклоняемыми именами существительными. Рубрику читает учитель.

Упражнение 1 — поиск несклоняемых имён существительных. Выполняется письменно в парах с последующей проверкой. Выписанные слова: какаду, радио, пальто, желе, такси, кафе. Если во время проверки обнаружатся ошибки, учитель просит либо изменить слово, если выписано изменяемое слово, либо «доказать», что невыписанное слово нельзя изменить.

Упражнение 2 (работа в паре) — отработка умения определять склонение имён существительных, развитие логического мышления учащихся, повторение грамматических признаков имён существительных. Выполняется письменно. Если учащиеся не могут выделить «лишнее» слово, надо помочь им осознать основание (признак) объединения слов в каждой группе: предложить отметить окончания во всех словах группы, определить род и склонение каждого слова.

Варианты выполнения:

1) кино — единственное несклоняемое слово в ряду склоняемых;

2) педаль — единственное слово 3-го склонения в ряду слов 2-го склонения;

3) города — единственное слово 2-го склонения в ряду слов 1-го склонения; варианты: стоящее в форме множественного числа или в форме ед. ч. Р. п. (отмечается изменение ударения: города) в ряду слов в начальной форме;

4) огонь — единственное слово 2-го склонения в ряду слов 3-го склонения.

Рубрика «Обрати внимание» содержит материал об особенностях образования формы родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных. Перед чтением материала рубрики учитель даёт ученикам проблемную задачу: предлагает у существительных апельсин, яблоко, носок, сапог образовать форму именительного падежа множественного числа, потом форму родительного падежа множественного числа, обратить внимание на форму последних и подумать, можно ли вывести какую-то закономерность или формы родительного падежа множественного числа этих существительных необходимо запомнить. Учащиеся должны увидеть, что данные существительные относятся ко 2-му склонению, в форме именительного падежа множественного числа окончания совпадают, а в форме родительного падежа множественного числа окончания различаются. Это приведёт их к выводу: закономерности нет, ряд форм нужно просто заучить.

Затем читается материал рубрики.

Упражнение 3 (по выбору) — закрепление материала предшествующей рубрики «Обрати внимание». Выполняется письменно в парах или самостоятельно. Учитель просит учащихся пользоваться материалом рубрики и сообщает не представленную в рубрике форму родительного падежа множественного числа слова

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова банан.

Упражнение 4 (трудное) — развитие логического мышления, усвоение системы падежных окончаний существительных всех трёх склонений. Проводится дифференцированно: хорошо подготовленные учащиеся выполняют задание самостоятельно; проверка организуется как фронтальная работа. Наиболее трудным является последнее задание. Учащиеся должны догадаться, что по окончанию формы множественного числа определить тип склонения нельзя.

Примерные ответы: 1) существительное 2-го склонения; 2) существительное 1-го склонения; 3) существительное 3-го склонения; 4) по окончаниям множественного числа определить склонение нельзя, так как окончание -ами в форме Т. п. мн. ч. могут иметь существительные всех трёх склонений.

Упражнение 5 (по выбору) — закрепление умения определять падеж и склонение имён существительных. Выполняется фронтально письменно.

Возможные трудности. Наличие среди выделенных слов несклоняемых.

Помощь. Напомнить учащимся, что, во-первых, у этих слов нет окончаний, во-вторых, нельзя определить падеж несклоняемых имён существительных и, в-третьих, нельзя установить их склонение.

Обратите внимание. Несмотря на то что неизменяемые существительные не имеют окончаний и не склоняются, синтаксический (смысловой) вопрос как будто бы указывает на падеж слова, например: пойдём в кино — винительный падеж (= пойдём в театр); интересовался кино — творительный падеж (= интересовался театром); весь вечер проговорили о кино — предложный падеж (= проговорили о театре). Ученики могут обратить внимание на эту особенность существительных и предположить, что и несклоняемые существительные изменяются по падежам. С точки зрения школьной программы, да и большинства грамматик, такое предположение не является верным в первую очередь именно с морфологической точки зрения (нет окончания, значит, нет и изменения падежной формы; нет изменения формы — нет и склонения). Однако некоторые лингвисты (А. А. Зализняк, И. Г. Милославский) считают, что неизменяемые существительные (кино, кашне, пальто, эскимо и др.) можно отнести к так называемому нулевому склонению. Конечно, для младших школьников эта информация будет избыточной, её не следует приводить даже в качестве ознакомительной. Но если кто-то в классе выскажет предположение о возможности определения падежа несклоняемого существительного по синтаксическому вопросу (опора на синтаксическую функцию существительного), следует похвалить таких учеников за интересное наблюдение, за хорошее «языковое чутьё». В это же время нужно напомнить, что склонение — это изменение формы слова, а так как у несклоняемых существительных есть только одна форма, то они не могут изменяться, не могут иметь форму того или иного падежа, следовательно, не склоняются. Кроме того, следует подчеркнуть: любое существительное может стать членом предложения, значит, к нему можно задать вопрос как к члену предложения, а мы знаем, что иногда синтаксический и грамматический (падежный) вопросы совпадают. Именно это совпадение и приводит к тому, что возникает ощущение возможности определения падежа у несклоняемых существительных.

Словарная работа. Записать в словарик слово метро, составить несколько предложений с этим словом, записать под диктовку учителя самые интересные предложения.

Ваш комментарий к уроку