Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц
Правописание
Задачи урока: познакомить с орфограммой «Буквы о/е в окончаниях существительных после шипящих и ц»; отработать правописание слов с данной орфограммой.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями обозначения звука [о] после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
Вопросы на обобщение наблюдений. Какой буквой обозначается ударный звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имён существительных? Какой буквой обозначается безударный гласный звук после шипящих и ц в этих окончаниях?
Рубрика «Тайны языка» вводит правило о правописании гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
Упражнение 1 — первичное закрепление правила. Выполняется фронтально письменно. Учитель просит работающих у доски учащихся при записи слов формулировать отрабатываемое правило.
Дополнительные задания.
1. Назвать слова 1-го склонения.
2. Назвать слова 2-го склонения.
3. Определить, зависит ли выбор буквы о или е в окончаниях этих слов от склонения.
Упражнение 2 — применение введённого правила. Выполняется фронтально с подробным обоснованием выбора буквы. Списывание текста предлагается для домашней работы.
Упражнение 3 (работа в паре) — орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Выполняется письменно. Порядок записи: слова распределяются в два столбика: в первый записываются слова с буквой о в окончании, во второй — с буквой е.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова сердце.
Упражнение 4 (по выбору) — развитие орфографической зоркости, орфографический тренинг. Выполняется фронтально письменно. Рядом со словами первого столбика, в которых пропущена буква ё, записываются слова, доказывающие написание этой буквы.
Образец записи:
Упражнение 5 — отработка словарных слов. Предлагается для домашней работы: учащиеся записывают слова в тетрадь, подчёркивают непроверяемые орфограммы.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — закрепление изучаемого правила. Выполняется фронтально после работы с рубрикой «Тайны языка»: учащиеся по цепочке комментируют записываемые слова. При проверке учитель просит зачитать все слова, в окончаниях которых пишется буква о, затем — слова, в окончаниях которых пишется буква е.
Дополнительное задание. Определить, к какому склонению относятся слова в первом и во втором столбике.
Упражнение 2 — орфографический тренинг написания безударных падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонения. Сначала учитель читает выразительно всё стихотворение, затем просит определить начальную форму у слов с пропущенными окончаниями, склонение, опорные слова. После того как учащиеся самостоятельно допишут окончания, осуществляется проверка работы.
Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости, отработка умения обозначать ударный звук [о] после шипящих в различных частях слова. Выполняется фронтально с подробным комментированием. Учитель выносит на доску материал упражнения. Учащиеся подчёркивают в транскрипции «опасные» места, выделяют часть слова, в которой находится орфограмма, объясняют написание буквы, делают буквенную запись.
Образец выполненной работы на доске:
Упражнение 4 — орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой: учащиеся называют орфограммы, которые пришлось вспомнить при записи слов.
Упражнение 5 — отработка написания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой по учебнику: учитель просит открыть учебник и сверить написание слов.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово пшеница, подобрать к нему родственные слова (пшеничка, пшеничный).
Домашняя работа. Выполнить упр. 2 учебника. Выучить слова упр. 5.
Ваш комментарий к уроку