Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Имена существительные собственные и нарицательные

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с понятием «собственные и нарицательные имена существительные»; учить определять их грамматические признаки (неизменяемость по числам), оформлять на письме (прописная буква).

Работа по учебнику

Упражнение 1 — написание слов с прописной (заглавной) буквы. Выполняется фронтально. Ученики могут отметить, что слова Россия, Русь пишутся с прописной буквы, так как с них начинается предложение. Этот ответ следует считать правильным, однако учитель должен привести примеры предложений, в которых эти слова стоят не на первом месте, например: Наше государство называется Россия. Раньше, в древние времена, Россию называли Русью. При затруднении в определении основных признаков употребления прописной или строчной буквы учитель продолжает обсуждение или переходит к чтению рубрики «Тайны языка».

Рубрика «Тайны языка» вводит понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Если класс хорошо подготовлен, учитель предлагает самостоятельно прочитать рубрику, обсудить новую информацию и вернуться к упр. 1, чтобы ответить на вопрос задания. В классе с невысоким темпом работы рубрику читает учитель.

Рубрика «Обрати внимание» вводит правило определения родовой принадлежности несклоняемых собственных имён существительных. Эта информация не требует отработки и закрепления, поэтому в классах с невысоким темпом работы можно не выполнять упр. 2.

Упражнение 2 (трудное) — определение рода несклоняемых имён существительных с опорой на материал рубрики «Обрати внимание». Проводится только в классах с высоким уровнем подготовки учеников. Следует помнить, что географические названия, употреблённые в стихотворении, не знакомы ученикам младшего школьного возраста, поэтому следует пояснить, что озеро Эри и река Ориноко находятся не в России (озеро Эри — на границе США и Канады, а река Ориноко — в Венесуэле), и напомнить о несклоняемых заимствованных словах (пальто, кино, кашне, кенгуру).

Рубрика «Давай подумаем» предлагает проблемную ситуацию: проверить, изменяются ли собственные имена существительные по числам. Ученики должны самостоятельно прийти к выводу, что собственные имена существительные не изменяются по числам. (Так как являются уникальными, единственными в своём роде.)

Обратите внимание. Ученики могут привести примеры: В нашем классе учатся три Марины; Все Марины — прилежные ученицы, доказывая, что слово Марина (как и другие имена людей) имеет форму множественного числа. Однако учитель должен объяснить, что это особый случай употребления собственных имён существительных (в специальной ситуации); но при этом каждая Марина неповторима, а предложение в сжатом виде передаёт такую информацию: «В нашем классе учатся три девочки (нарицательное существительное), каждая из которых носит имя Марина. Все девочки, которые носят имя Марина, — прилежные ученицы». Если ученики не укажут на такую особенность собственных имён существительных, не следует вводить подобные примеры.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итог проблемному рассмотрению вопроса об изменяемости собственных существительных по числам. Если учитель хочет подтвердить вывод, что собственное существительное, имеющее только форму множественного числа, не изменяется по числам, можно привести в качестве примера слова Альпы, Карпаты, Курилы, Соловки.

Упражнение 3 (работа в паре) — наблюдение за омонимичными словами — собственными и нарицательными именами существительными. В хорошо подготовленных классах может быть предложено для работы в парах; в остальных классах выполняется фронтально с комментариями учителя. Важно, в частности, подчеркнуть, что данные слова — омонимы. Поэтому нарицательное существительное орёл может изменяться по числам — орлы, а собственное (название города) Орёл не имеет формы множественного числа.

Ваш комментарий к уроку