Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения
Правописание
Задачи урока: закрепить умение применять способы проверки безударных гласных в окончаниях существительных 2-го склонения; научить различать существительные 1-го и 2-го склонения; тренировать записывать безударные окончания.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — различение существительных 1-го и 2-го склонения как условия правильного выбора окончания. Выполняется фронтально устно. Учащиеся должны убедиться, что от склонения существительного зависит выбор и опорного слова, и нужных окончаний.
Упражнение 2 — отработка правописания падежных окончаний имён существительных 2-го склонения в творительном падеже. Перед выполнением упражнения учащиеся повторяют порядок действий: определить склонение имени существительного, поставить опорное слово в форму творительного падежа или воспользоваться таблицей окончаний. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой: ученики сначала читают слова, в которых они написали окончание -ом, а потом — слова, в которых написано окончание -ем.
Упражнение 3 — орфографический тренинг написания окончаний существительных 2-го склонения. Выполняется самостоятельно или предлагается в качестве домашнего задания. Учитель обращает внимание на то, что в последнем предложении существительные должны быть употреблены в форме единственного числа.
Дополнительное задание. Доказать написание окончания существительного (на) поезде.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова запад. Учитель спрашивает, как исторически можно обосновать написание второй буквы а в слове запад (приставка за- в глаголе западать).
Упражнение 4 (работа в паре) — отработка правописания безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения. Сначала выполняется устно в парах, после коллективного обсуждения результатов работы выполняется самостоятельно письменно.
Упражнение 5 — развитие контроля и осознанности при выборе окончания. Поиск ошибок выполняется устно в парах, потом работа проверяется и учащиеся самостоятельно списывают текст фронтально, исправляя ошибки. При разборе найденных ошибок учитель обязательно просит объяснить их причины.
Примеры объяснений: 1) неправильно определено склонение слова Володя — скорее всего, Федя пошёл по формальному пути (мужской род, значит, 2-е склонение), не обратив внимание на окончание этого существительного в начальной форме, кроме того, Федя не знает таблицы окончаний существительных 2-го склонения, указав ошибочное окончание творительного падежа -ий; 2) неправильно определён падеж — очевидно, Федя не задал вопрос скользя (по чему?) по корке, Д. п.
Перед письменным выполнением учитель напоминает, что при доказательстве написания окончания используется сокращённая запись, например: с Володей (1-е скл., Т. п., -ей). Упражнение может быть включено в дифференцированную работу.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — повторение системы падежных окончаний существительных 2-го склонения. Выполняется в самом начале урока. В зависимости от уровня подготовки класса учитель определяет форму работы с упражнением. Если предполагается проверка знаний учащихся, можно предложить заполнить таблицу самостоятельно и потом проверить её. Вопросы для закрепления: какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? Какие слова можно использовать в качестве опорных при написании безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения? Могут ли помочь опорные слова заполнить таблицу?
Упражнение 2 — тренировка в написании окончаний существительных 2-го склонения. Выполняется фронтально письменно с подробным комментированием последовательности действий по выбору окончания. В скобках после написанного слова обязательно приводится доказательство выбора окончания, на при мер:
Упражнение 3 — повторение изученных орфограмм и правил постановки знаков препинания при однородных членах. Выполняется в парах с последующей проверкой.
Возможные трудности. Характеристика третьего предложения, в котором два ряда однородных членов — одно-
родные дополнения (червяков, жуков, гусениц) и однородные сказуемые, причём последнее сказуемое является составным и, в свою очередь, осложнено (пошёл топотать, шуршать, искать); определение приставок в словах прошлогодними, искать, подозрительное, защита (в этих словах приставок нет).
Упражнение 4 — повторение правописания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова восток, запад, север, подобрать к каждому родственные слова, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Возможный набор слов: восток, восточный, востоковед; запад, западный; север, северный, северянин, северянка, североморский, северо-запад, северо-восток. Составить предложение, в которое включены все три слова, записать под диктовку учителя самое удачное.
Дифференцированная работа. Учащиеся с высоким темпом работы самостоятельно выполняют упр. 5 учебника и упр. 108, 110 в тетради «Учусь писать без ошибок». Учащиеся «группы риска» под руководством учителя выполняют упр. 108 в тетради «Учусь писать без ошибок» (обратите внимание на правильное написание окончаний в словах опереньем, туловище) и упр. 5 учебника.
Домашняя работа. Выполнить упр. 3 учебника, выучить словарные слова.
Ваш комментарий к уроку