Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за приёмом олицетворения (без введения термина); продолжать работать с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — закрепление сведений, полученных на предыдущем уроке. Важно, чтобы ученики обращались к «Подсказке» только в том случае, если испытывают затруднения в определении разряда (термин не вводится) существительного.

Упражнение 2 (работа в паре) — наблюдение за текстом, в котором о неодушевлённом предмете говорится как об одушевлённом. Ученики читают текст, выписывают слово лист и определяют, к какому разряду оно относится, используя два способа проверки: по лексическому значению слова и по совпадению падежных форм. Определив, что слово лист неодушевлённое существительное, ученики выписывают глаголы, которые отражают поведение листа как живого существа: увязался, бежал, останавливался, шёл, не отставал, не пошёл, остался ждать. Важно, чтобы после обсуждения проблемного вопроса к упражнению ученики пришли к выводу о том, что писатель специально рассказывает о неживом предмете как о живом, чтобы повествование стало более выразительным и образным. Необходимо, однако, постоянно подчёркивать, что принадлежность существительного к группе (здесь можно использовать такой термин) неодушевлённых существительных не меняется: слово лист в любых употреблениях остаётся неодушевлённым.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги работы с текстом, подчёркивая неизменность грамматического разряда существительного.

Упражнение 3 (трудное) — закрепление предшествующего наблюдения. В классах с невысоким темпом работы можно предложить выписать в тетрадь не весь текст упражнения, а только сочетания неодушевлённых существительных с глаголами и объяснить, почему эти глаголы «оживляют» неодушевлённый предмет: дремлет лес; подвязалася, понагнулась, оперлася сосна; убегает дорога; снег стелет (шаль).

Упражнение 4 (по выбору) — комплексное повторение грамматических признаков имени существительного. В классах с невысоким темпом работы подробно разбирается только первый абзац текста. Ученики могут обратить внимание на написание с прописной буквы слов Солнце (Солнышко) и Месяц. Следует сказать ученикам, что объяснение правописания этих слов они получат на следующем уроке блока «Как устроен наш язык» (урок 99).

Ваш комментарий к уроку