Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать изложение
Развитие речи
Задачи урока: обучить письменному пересказу исходного текста с изменением лица повествователя; тренировать подбирать заголовок, составлять план и редактировать текст.
Работа по учебнику
Упражнение — обучение письменному пересказу с изменением лица повествователя, подбор заголовка, составление плана и редактирование текста. Выполняется фронтально. Текст ученики читают самостоятельно и ищут лишние предложения: 1) Мы пальцами распознаём предметы на ощупь; 2) Я решил подстричь ножницами эти усы; 3) И верно, перестал кот лазить в подвал за мышами. При чтении текста учитель обращает внимание учеников на происхождение слова парикмахер, которое приводится в рубрике «Интересный материал из истории языка». Затем подбирается заголовок (варианты учитель фиксирует на доске). Прежде чем перейти к пересказу истории, необходимо соотнести текст с приведённым в учебнике планом. Ученики должны исправить предложенный план (по аналогии с подобными упражнениями блока «Развитие речи», проводившимися ранее). Отредактированный план текста вместе с заголовком ученики списывают в тетрадь. Чтобы ученики поняли, как пересказывается текст с изменением лица повествователя, можно предложить им прочитать второй абзац текста так, как будто не мальчик рассказывает о себе, а ученики рассказывают историю, которая произошла с одним мальчиком. В случае затруднений учитель предлагает образец: первое предложение второго абзаца можно начать словами «Один мальчик...» или дать имя герою истории. Чтобы сократить время работы, учитель сам читает текст и делает паузы в тех местах, где необходимы изменения. Затем ученики ещё раз читают вариант с изменением лица повествователя, а потом с опорой на заголовок, план текста и образец смены лица повествователя устно пересказывают текст. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно предложить один из абзацев изложить письменно по памяти.
Ваш комментарий к уроку