Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения
Правописание
Задачи урока: познакомить с системой падежных окончаний существительных 2-го склонения; отработать умение записывать безударные окончания.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за обозначением безударных гласных в окончаниях имён существительных 2-го склонения. Принцип работы с таблицей такой же, как в уроке 90. Предлагаемые два способа действия также знакомы учащимся.
Дополнительный вопрос: в каком падеже окончания существительных 1-го и 2-го склонения совпадают?
Упражнение 1 — отработка алгоритма написания безударных окончаний существительных 2-го склонения. Выполняется фронтально письменно. Обязательное условие выполнения: способ определения склонения слова с пропущенным окончанием записывается в скобках.
Возможная трудность. Определение окончания в слове солнце.
Помощь. Установить, что пропущена буква е.
Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление системы падежных окончаний существительных 2-го склонения. Сначала учитель просит подобрать опорные слова и назвать падежи, в которых у существительных 2-го склонения пишется окончание -е (именительный, винительный, предложный). Выполняется письменно. В качестве подсказки можно сообщить, что должно быть выписано семь словосочетаний. В скобках ученики записывают склонение, опорное слово в нужной форме и падеж.
Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости. В классе выполняется устно.
Упражнение 4 — комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется письменно самостоятельно с последующей проверкой.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнения 1 и 2 — отработка системы падежных окончаний существительных 2-го склонения. Выполняются после работы с рубрикой «Давай подумаем». При выполнении упр. 2 в скобках обязательно указывается склонение.
Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой: учащиеся называют часть слова, в которой находится вставленная буква, способ проверки и обосновывают свой выбор.
Возможная трудность. Определение части слова, в которую входит пропущенная буква о в слове мухоловка.
Помощь. Предложить назвать корни слова и напомнить о том, что соединительную гласную на схемах заключают в скобки (о).
Упражнение 4 — повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется самостоятельно.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова вагон, болото, человек, подобрать родственные, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Возможная запись: вагон, вагончик, вагонный, вагоновожатый; болото, болотный, болотце, болотище; человек, человечек, человеческий, человечный.
Дифференцированная работа. В классе с низким темпом работы после выполнения упр. 1 тетради «Пишем грамотно» учащимся «группы риска» предлагается выполнить упр. 2 в этой тетради, остальные работают с упр. 1 учебника.
Домашняя работа. Запомнить оба способа проверки окончаний существительных 2-го склонения, выполнить упр. 3 учебника, выучить словарные слова.
Ваш комментарий к уроку