Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с таким лексико-грамматическим признаком имён существительных, как одушевлённость/неодушевлённость; наблюдать за лексическими признаками одушевлённости/неодушевлённости (называют живые или неживые предметы) и грамматическими показателями — совпадение падежных форм в определённых падежах.
Обратите внимание. Материал уроков об одушевлённости /неодушевлённости имён существительных предлагается как ознакомление с этим интересным языковым явлением. Важно помнить, что понятие «одушевлённость/неодушевлённость» в языке и «житейское» представление «живое/неживое» не совпадают. Действительно, все сущест-
вительные, называющие людей и животных, относятся к разряду одушевлённых. Не считаются одушевлёнными слова, называющие деревья и растения («живые» с биологической точки зрения), а также слова, называющие совокупности живых существ: народ, войско, толпа, молодёжь и др. (парадоксальность последней группы связана ещё и с тем, что существительные типа народ, молодёжь являются неодушевлёнными, но к ним нельзя задать вопрос что? — они отвечают на вопрос кто?). Вместе с тем среди одушевлённых существительных есть такие слова, как снеговик, кукла, покойник, мертвец, ферзь, туз и др., которые, обозначая предметы неживой природы, относятся к одушевлённым. Таких слов очень немного, и они не разрушают общего представления об оду- шевлённости/неодушевлённости. Критерием отнесения существительного к разряду одушевлённых, помимо значения, является совпадение во множественном числе формы винительного падежа с формой родительного: В. п. (вижу) снеговика = Р. п. (нет) снеговика. В материал уроков, представленный в учебнике, не рекомендуем добавлять другие примеры и задания (например, вводить слова покойник, мертвец или предлагать ученикам подумать, почему существительное народ неодушевлённое, но отвечает на вопрос кто?). У учащихся может возникнуть вопрос о том, почему деревья, растения, как им стало известно из курса «Окружающий мир», являются живыми организмами, а в русском языке эти существительные относятся к разряду неодушевлённых. И в этом случае объяснение следует строить исходя из грамматических признаков (совпадают или не совпадают падежные формы). Приступая к работе над ознакомительными темами, учитель должен ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и предлагать для работы только те рубрики и упражнения, которые смогут понять и выполнить ученики данного класса (то же относится и к количеству заданий, предлагаемых для выполнения).
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» вводит в тему «Повторение изученного материала».
Упражнение 1 — наблюдение за группами слов, объединённых общим признаком: 1) называют людей, животных, насекомых (отвечают на вопрос кто?); 2) называют предметы (отвечают на вопрос что?). Выполняется фронтально устно.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения и вводит определение одушевлённых и неодушевлённых существительных с опорой на значение слова (лексический показатель одушевлённости/неодушевлённости).
Упражнение 2 — закрепление материала, распределение слов по группам с опорой на лексическое значение. Выполняется фронтально письменно с последующей проверкой.
Образец выполненной работы:
Одушевлённые существительные: капитан, кит, чайка, моряк, дельфин, медуза.
Неодушевлённые существительные: пароход, дым, море, волна, шторм, айсберг, солнце, ветер.
Можно оформить как таблицу — в два столбика.
Упражнение 3 (работа в группе) — наблюдение за грамматическим признаком существительных «одушевлённость/неодушевлённость». Слова могут быть взяты из упр. 2. Важно, чтобы ученики самостоятельно обнаружили и сформулировали языковую закономерность.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения и вводит грамматический критерий разграничения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учитель может предложить ученикам самим убедиться в том, что, например, слова дерево и роза не являются одушевлёнными. Рассуждение: В. п. (вижу) деревья, розы, Р. п. (нет) деревьев, роз, И. п. (есть) деревья, розы. Формы винительного и родительного падежа не совпадают, следовательно, существительные дерево и роза являются неодушевлёнными.
Обратите внимание. С точки зрения и лингвистики, и методики обучения грамматическое определение одушевлённости/неодушевлённости обязательно должно начинаться с винительного падежа.
Рубрика «Давай подумаем» предлагает проблемную ситуацию: поставив указанные слова в нужные формы, ученики должны прийти к выводу, что слова кукла и снеговик являются одушевлёнными. Следует просто отметить такую интересную особенность русского языка, но ни в коем случае не предлагать подумать, почему эти слова являются одушевлёнными (подобный вопрос не анализируется и не разбирается даже в вузовских курсах).
Рубрика «Обрати внимание» указывает на различные основания (признаки) определения живого и неживого в природе и отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым в русском языке.
Упражнение 4 (работа в паре) — закрепление материала урока. Выполняется дифференцированно в зависимости от уровня подготовки класса: фронтально, отдельными учениками как самостоятельное задание, в парах или группах. В слабых классах может не проводиться. Не рекомендуем предлагать упражнение для домашней работы.
Ваш комментарий к уроку