Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Способы образования имён существительных
Как устроен наш язык
Задачи урока: повторить материал о словообразовании; отработать умение определять способы образования имён существительных; наблюдать за образованием существительных.
Обратите внимание. Современные концепции выделения частей речи в русском языке учитывают не только общекатегориальное значение части речи (предметность у имён существительных, признак у имён прилагательных, действие у глаголов и т. д.), грамматические признаки (категории рода, числа, падежа, вида, времени и т. д.), основные синтаксические функции (имя существительное функционирует в предложении прежде всего как подлежащее или дополнение, глагол — как простое глагольное сказуемое и т. д.), систему форм изменения (склонение существительных, прилагательных, числительных, спряжение глаголов), но и набор словообразовательных средств, а также словообразовательных типов, присущих той или иной части речи. Например, суффикс -ость- образует от качественных прилагательных существительные с отвлечённым (абстрактным) значением: смелый — смелость, ловкий — ловкость, глупый — глупость; суффикс -лив- образует от существительных качественные имена прилагательные: удача — удачливый, талант — талантливый; приставка по- образует от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида со значением «начало действия»: лететь — полететь, бежать — побежать и т. п. Следовательно, названные суффиксы и приставки в указанном значении присущи только этим частям речи: нельзя с помощью суффикса -ость- образовать никакую другую часть речи, кроме имени существительного, приставка по- не участвует в словообразовании никаких других частей речи, кроме глаголов, и т. д. Каждой части речи также соответствует определённый набор наиболее продуктивных для неё способов словообразования. Например, для имён существительных продуктивными являются суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы, а также сложение (другие способы тоже присутствуют, но названные являются самыми продуктивными). В связи с этим данный и следующий уроки блока «Как устроен наш язык» о словообразовании частей речи преследуют две цели: помочь учащимся понять, как, с помощью каких словообразовательных средств образуется та или иная часть речи, и закрепить материал раздела «Словообразование», изучавшийся во 2 классе.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» позволяет повторить изученный во 2 классе материал о частях слова, участвующих в образовании новых слов. Ученики должны вспомнить, что новые слова не образуются с помощью окончаний. Если был дан неверный ответ, следует на примере изменения формы слова исправить ошибку. Задание рубрики («Назови известные тебе способы словообразования») можно предложить в классах с невысоким уровнем подготовки после выполнения упражнений.
Упражнение 1 — повторение способа образования слова с использованием приёма развёрнутого толкования (приведён в образце). Названия способов словообразования учитель может напомнить (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный), предложив использовать вместо терминов равнозначные обороты: с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова погода. Учитель может предложить прочитать материал рубрики в ходе выполнения упр. 1.
Упражнение 2 (работа в паре) — повторение значений суффиксов и определение слов по их толкованию. Выполняется письменно (можно записывать только толкуемые слова). Ученики должны записать следующие слова, образованные суффиксальным (с помощью суффикса) способом: мыльница, аистёнок, горожанин, снежинка, наушники.
Возможная трудность. Зная, что начальной формой существительного является форма единственного числа, ученики могут образовать слово наушник.
Помощь. Объяснить, что такого слова в русском языке нет (в том значении, которое предложено в задании), а слово, которое толкуется, имеет только форму множественного числа, так как сам предмет состоит из двух неразделимых частей (аналогично словам очки, брюки, ботинки).
Упражнение 3 (работа в группе) — повторение образования существительных способом сложения. Словарный запас младших школьников ещё небольшой, и многие существительные, образованные способом сложения, могут быть им не знакомы, поэтому следует комментировать значения слов или указывать на неправильное словообразование (например, слова «землепад» нет в русском литературном языке; о том, что его образование потенциально возможно, учитель не сообщает).
Возможные варианты слов: землемер (тот, кто мерит землю, например, когда разбиваются огороды или садовые участки); водопровод, водовоз (раньше — человек, который привозил воду, сейчас так могут называть машину, которая привозит воду туда, где нет водопровода), водопад; нефтепровод, нефтевоз; газопровод, газовоз (так часто называют машину, которая доставляет газ в баллонах, однако это слово не зафиксировано литературным языком и является разговорным); камнепад; звездопад; листопад.
Варианты ответов с опорой на схему (примеры слов с соединительной гласной о): водопровод, водовоз, водопад, газопровод (газовоз).
Вариант задания (для хорошо подготовленных учеников). Сгруппировать слова с общим вторым корнем, например: водопровод, нефтепровод, газопровод; камнепад, звездопад, листопад.
Упражнение 4 — повторение способов словообразования, контроль правильности выполнения задания. Может быть предложено для самостоятельной или парной работы. В первой группе «лишнее» слово небеса (образовано суффиксальным способом: неб(-о) + -ес), во второй — малина (непроизводное, ни от чего не образовано).
Обратите внимание. Слово малина в современном русском языке считается непроизводным. Однако многие исследователи предлагают выделять в этом слове корень -мал- и суффикс -ин-. Такое членение слов называется «остаточной членимостью»: корень и суффикс выделяются на основе повторяемости суффикса в других словах, ср.: калина, малина, рябина. Даже если признать слово малина членимым и выделять корень и суффикс, его нельзя назвать производным. Учащихся с этой информацией знакомить не следует.
Упражнение 5 — наблюдение за способом образования существительных, который ещё не знаком учащимся, — сложение без соединительной гласной (лингвистический термин — «чистое сложение»). Важно, чтобы ученики пришли к выводу, что для образования подобных слов нужна определённая последовательность элементов, например: есть слово ковёр-самолёт, но нет слова «самолёт-ковёр». Объяснять причины такого порядка слов не следует, тем более что это до конца не изученная лингвистическая проблема.
Рубрика «Тайны языка» вводит орфографическое правило оформления на письме слов, образованных путём сложения без соединительной гласной. Учителю следует помнить, что это не урок блока «Правописание», и потому информация рубрики носит ознакомительный характер и не требует усвоения и закрепления.
Упражнение 6 — сравнение образования слов двумя способами сложения: с соединительной гласной и без соединительной гласной; тренировка в правильном написании слов, образованных способом сложения. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться.
Упражнение 7 — закрепление знаний о существительных, образованных сложением. Сильным ученикам может быть предложено для индивидуальной работы.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово погода, подчеркнуть орфограмму, подобрать родственные слова (погодный). Словарный диктант. Диктуемые слова: кастрюля, метро, аптека, вагон, болото, человек, восток, запад, север.
Ваш комментарий к уроку
Урок 103. Способы образования имён существительных
Как устроен наш язык
Задачи урока: наблюдать за словообразованием имён существительных; закрепить материал раздела «Словообразование».
Обратите внимание. Упражнения, предложенные для этого урока, достаточно сложны и требуют большого количества времени для выполнения. Учитель заранее должен определить, какие вопросы темы потребуют обсуждения на уроке, учитывая уровень подготовки учащихся. В классах с невысоким темпом работы можно тщательно разобрать одно или два упражнения, а также рубрику «Давай подумаем» (фронтально), а хорошо успевающим ученикам предложить на выбор выполнить оставшиеся упражнения.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» позволяет закрепить материал предыдущего урока. Опираясь на примеры рубрики, ученики должны назвать наиболее распространённые (термин «продуктивные» не используется) способы словообразования имён существительных.
Упражнение 1 — повторение словообразования существительных, формирование навыка классификации слов по заданным моделям. Выполнение этого упражнения займёт много времени, поэтому в классах с невысоким темпом работы можно записать по одному слову каждой модели в тетрадь, разобрать их по составу (учитель, фиксируя слова на доске, может предложить отдельным ученикам работать у доски).
При выполнении упражнения ученики должны указать, является ли слово руки новым словом или формой слова рука, и отметить чередование согласных в корнях при словообразовании.
Упражнение 2 — наблюдение за образованием существительных с помощью заданных суффиксов и подведение к выводу, что определённые суффиксы участвуют в образовании соответствующих им частей речи. Должны получиться следующие слова: храбрость, хитрость, смелость (суффикс -ость-); храбрец, хитрец (суффикс -ец-); смельчак, весельчак (суффикс -чак-); бедняк (суффикс -як-). Если ученики затрудняются дать толкование полученных слов, учитель должен оказать помощь, особенно в случае с существительными на -ость-: слова с этим суффиксом называют какую-то черту характера человека. Слова храбрец, хитрец, смельчак, весельчак, бедняк имеют словообразовательное значение «тот, кто» («тот, кто обладает признаком, названным мотивирующей основой» — лингвистическая формулировка). Рекомендуем обратить внимание учеников на то, что суффиксы -ец-, -чак-, -як- являются синонимами, т. е. обладают схожим значением (образуют слова со схожим словообразовательным значением). Суффиксы -еньк- и -оват- в словообразовании существительных не участвуют, с их помощью образуются имена прилагательные: хитренький, весёленький, сероватый, красноватый. Важно, чтобы ученики увидели и то, что с помощью суффикса -оват- ни от одного из приведённых в упражнении прилагательных нельзя образовать новое слово. Но назвать слова с этим суффиксом ученики смогут: во-первых, опираясь на свой опыт носителей языка, а во-вторых, во 2 классе анализировались слова с этим суффиксом. При затруднении учитель должен назвать или написать на доске прилагательные, от которых возможно образование слов с помощью суффикса -оват-. Не рекомендуем задавать вопрос, почему от одних прилагательных возможно образование слов с суффиксом -оват-, а от других нет: младшие школьники вряд ли ответят, что суффикс -оват- образует прилагательные со значением «неполнота проявления признака».
Упражнение 3 — повторение словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Проводится аналогично упр. 2. При этом следует дополнять ответы учащихся словами, расширяющими их лексический запас. Возможные ряды слов: коровка, коровушка; домик, домишко; берёзка, берёзонька, берёзушка (это слово следует прокомментировать как поэтическое, встречающееся в народных песнях или стихотворениях, но не входящее в словарь русского литературного языка); дорожка, дороженька; сестрёнка, сестричка. Не рекомендуем предлагать дополнительное задание, связанное с образованием слов с помощью оставшихся суффиксов (-тель-, -анин-).
Рубрика «Давай подумаем» выявляет грамматическую закономерность, связанную с неизменяемостью рода существительного, образованного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Проблема состоит в том, что при словообразовании у некоторых слов появляется другое окончание (особенно ярко это видно на примере слов брат — братишка).
После обсуждения примеров имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ученики читают рубрику «Обрати внимание», где формулируется это грамматическое правило.
Упражнение 4 (работа в паре) — закрепление материала предшествующих рубрик. Выполняется устно.
Ваш комментарий к уроку