Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения
Правописание
Задачи урока: познакомить с системой падежных окончаний имён существительных 3-го склонения; отработать умение записывать безударные окончания.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонения.
Рубрика «Давай подумаем» позволяет наблюдать за системой падежных окончаний существительных 3-го склонения. В результате работы с таблицей учащиеся приходят к выводу, что при написании безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения также можно пользоваться одним из двух уже известных им способов: использование опорного слова или запоминание окончаний по таблице. Следует специально остановиться на лексическом значении слова рожь и формах этого слова.
Упражнение 1 — закрепление системы падежных окончаний существительных 3-го склонения. Выполняется фронтально устно. Порядок рассуждения: 1) назвать начальную форму имени существительного, окончание которого объясняется; 2) определить склонение; 3) объяснить написание окончаний, используя оба способа — подстановку опорного слова рожь и определение падежа существительного с указанием окончания в данном падеже. Образец ответа: к цели — цель, существительное женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце; это существительное 3-го склонения; чтобы доказать написание окончания, можно подставить опорное слово 3-го склонения — к ржи или определить падеж стремится к чему? — к цели, дательный падеж; у существительных 3-го склонения в дательном падеже пишется окончание -и.
Упражнение 2 (работа в паре) — отработка написания падежных окончаний существительных 3-го склонения, развитие орфографической зоркости. Выполняется письменно. Во время проверки учащиеся обязательно объясняют написание выделенных букв.
Возможные трудности. Объяснение слов наступили (орфограмма в приставке), природа (орфограмма «Безударные непроверяемые гласные», написание слова нужно запомнить), мягкий (проверяемый согласный в корне слова — мягок, мягонький).
Обратите внимание. В слове мягкий корень -мягк-, в слове мягонький — -мяг- (конечный согласный корня [к] усекается при присоединении суффикса -оньк-), в слове мягок корень -мягок- (в корне — беглый гласный [о]).
Вариант выполнения. В классе упражнение разбирается устно — доказывается написание выделенных букв, обосновывается выбор окончаний; письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания.
Упражнение 3 — отработка правописания безударных окончаний. Сначала учитель просит перечислить все случаи написания окончания -и. Учащиеся вспоминают, что окончание -и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже, у существительных 3-го склонения — в родительном, дательном и предложном падежах. На доске даётся сокращённая запись.
Окончание -и:
1-е скл. — Р. п.
3-е скл. — Р. п., Д. п., П. п.
Далее упражнение выполняется письменно в парах.
Упражнение 4 (по выбору) — орфографический тренинг. Перед выполнением упражнения учитель читает всё стихотворение. Выполняется индивидуально с последующей проверкой. Обязательное условие: рядом с выписанным словом записывать проверочное слово или доказательство написания буквы.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — закрепление падежных окончаний существительных 3-го склонения. Выполняется фронтально письменно (после работы с рубрикой «Давай подумаем»). Целесообразно сначала предложить просклонять слово рожь и лишь потом — слова любовь, жизнь, печаль.
Упражнение 2 — тренировка в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения. Выполняется индивидуально с последующей проверкой.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова календарь, беседа, подчеркнуть непроверяемые орфограммы, подобрать родственные слова (календарь, календарик, календарный; беседа, беседовать, побеседовать, собеседник, собеседование).
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 113 и 109 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные — самостоятельно после задания, написанного на доске (или предложенного на карточках).
Задание на доске. Составить и записать небольшой рассказ-описание зимнего леса, включив в текст как можно больше слов из предлагаемых: метель, свирель, глушь, тишь, ель, жизнь, полночь.
Домашняя работа. Запомнить опорное слово 3-го склонения, выучить таблицу падежных окончаний 3-го склонения. Подготовиться к письму под диктовку текста упр. 2 учебника. Если упражнение не выполнялось письменно в классе, учитель предлагает учащимся списать текст в тетрадь.
Ваш комментарий к уроку
Урок 105. Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения
Правописание
Задачи урока: закрепить умение применять способы проверки безударных гласных в окончаниях существительных 3-го склонения; отработать умение записывать безударные окончания.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение системы окончаний 3-го склонения. Сначала ученики записывают опорное слово, а потом в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — систему окончаний 3-го склонения.
Упражнение 2 — тренировка в написании окончаний имён существительных 3-го склонения. Выполняется фронтально письменно. При работе со вторым предложением следует спросить учащихся, нужно ли осуществлять проверку окончания. Учащиеся должны заметить, что в данном случае окончание проверять не нужно, так как оно ударное: по степи.
Рубрика «Обрати внимание» организует наблюдение за суффиксом -ер-.
Упражнение 3 — отработка написания безударных окончаний имён существительных, развитие орфографической зоркости учащихся. В классе упражнение выполняется устно (обязательно объясняется написание пропущенных окончаний и выделенных букв) и выписываются слова с орфограммой в приставке:
Если возникнет проблема с определением места орфограммы в слове застывшим, учитель помогает выделить корень — называет слова остывший, простывший и т. д.
Упражнение 4 (работа в паре) — повторение орфографического материала. Выполняется письменно.
Возможные трудности. Определение места орфограммы в слове пологий, объяснение написания слова старожилы.
Помощь. В первом случае учитель называет родственное слово отлогий, во втором обращает внимание на то, что в слове старожилы два корня.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 выполняется в ходе работы с упр. 1 учебника.
Упражнение 2 — орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно. Перед началом выполнения учащиеся должны вспомнить, у существительных каких склонений и в каких падежах пишется окончание -и. Возможны два варианта выполнения: 1) сначала вставить все пропущенные окончания, а потом подчеркнуть слова с окончанием -и; 2) устно определять склонение, падеж и окончание слова, дописывать только окончание -и.
Упражнение 3 — различение существительных 2-го и 3-го склонения, тренировка написания безударных окончаний существительных в форме предложного падежа. Выполняется после упр. 2 учебника. В зависимости от уровня подготовки класса предлагается для самостоятельной работы после повторения окончаний существительных 2-го и 3-го склонения в предложном падеже либо выполняется фронтально.
Возможные трудности. Определение рода имён существительных тюль (м. р.), заросль (ж. р.), сталь (ж. р.), рояль (м. р.), тоннель (м. р.), форель (ж. р.), акварель (ж. р.), учитель (м. р.).
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 122 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные в этой же тетради самостоятельно — упр. 112 и 122. После завершения работы результаты сравниваются.
Словарная работа. Записать под диктовку слова пшеница, погода, календарь, беседа. Сверить свою запись с записью на доске.
Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 3 учебника, подготовиться к письму под диктовку.
Ваш комментарий к уроку