Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать изложение

Развитие речи

Задачи урока: обучить умению составлять сжатый пересказ и делать вывод из прочитанного текста; продолжать работу по редактированию текста.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — обучение умению делать вывод из прочитанного текста. Проводится фронтально. Текст упражнения читает учитель, затем с опорой на знания, полученные на уроках курса «Литературное чтение», ученики определяют жанр произведения (басня).

Алгоритм работы с текстом: анализ заголовка; установление основной мысли текста; соотнесение основной мысли с заголовком; подведение итога (в данном случае делается вывод о том, что заголовок высмеивает глупого козлёнка).

При анализе важно сформулировать мораль басни и связать прочитанное с подобными житейскими ситуациями, в которых оказывались или могут оказаться ученики. Следует обратить внимание и на то, что вывод должен представлять собой рассуждение. Вывод (мораль) учитель записывает на доске. Вывод должен быть кратким и содержать слова: «В этой басне высмеивается ..., потому что ... . Басня учит ...» Вывод с доски ученики списывают в тетради (необходимо проверить правильность списывания).

Упражнение 2 — редактирование текста, подбор слов для изложения, соответствующих исходному тексту (без разговорных слов и фразеологизмов). В классе с невысоким темпом работы текст упражнения читают ученики, а изложение Ромы — учитель. При обсуждении изложения следует отметить неуместность использования слов ого-го как, ножищи, малюсенькие, лапульки, не пропахать носом землю, бедненького, как ударит, собачки. В этой работе, как и на предыдущих уроках, учитель должен опираться на «языковое чутьё» учеников, не подсказывать, где правильно, а где неправильно использованы слова и выражения, а направлять восприятие и рассуждение учащихся. Если на какие-то слова ученики не обратят внимания, учитель предлагает перечитать исходный текст и сравнить его с тем, как он изложен в работе мальчика. При этом нужно разъяснить, что слова, которые употребил Рома в своём изложении, могут быть использованы в разговоре с ровесниками или в письме другу: они выразительные, эмоциональные и позволяют представить, как саму картину, описываемую в исходном тексте, так и чувства того, кто пересказывал текст. Однако задача изложения — передать содержание текста своими словами, сохраняя при этом его особенности. Если на уроке останется время и учитель хочет потренировать учащихся в передаче содержания текста, то можно предложить ученикам составить план текста и по плану устно пересказать текст о кенгуру.

Ваш комментарий к уроку