Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем фонетику и состав слова
Как устроен наш язык
Задача урока: организовать комплексное повторение материала по фонетике и составу слова.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение приёма развёрнутого толкования слов, расширение лексического запаса учащихся. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Со словами, представленными в упражнении, ученики могли познакомиться на уроках окружающего мира. Если эти слова неизвестны ученикам, учитель должен подсказать ответ, привести примеры предложений или словосочетаний с этими словами (характеризуют растения): «Роза — светолюбивое растение, а папоротник — теневыносливый» и т. п. Однако предварительно ученики должны самостоятельно предложить развёрнутые толкования, так как их языковой опыт подскажет, что речь идёт о растениях.
Упражнение 2 — разбор слов по составу, соотнесение слов со схемами. В соответствии с порядком схем должны быть записаны слова: кино, лев, бесконечный, прекислый, кленовый.
Упражнение 3 (работа в группе) — разбор слов по составу при выборе «лишнего» слова. После работы со словами первой группы следует предложить ученикам прочитать рубрику «Интересный материал из истории языка». Во второй группе «лишнее» слово замочный, в третьей — горшок. Как «лишнее» ученики могут выписать и слово носок (на это их ориентирует задание после текста упражнения), однако обязательно должно быть дано объяснение.
Обратите внимание. В предыдущих изданиях учебника в данном упражнении во второй группе на месте слова горшок было слово цветок. Замена произведена в связи с тем, что некоторые словари предлагают членить слово цвет-ок. Чтобы избежать возможных противоречий, этот пример был заменён на бесспорно нечленимое слово.
При выполнении этого упражнения важно, чтобы ученики постоянно использовали приём развёрнутого толкования, так как только в этом случае они найдут «лишние» слова и объяснят, почему эти слова не могут быть в данной группе. Это упражнение следует тщательно разобрать во всех классах, так как при его выполнении учащиеся смогут усвоить значение суффиксов и приставок, обратят внимание на омонимию частей слова.
Упражнение 4 (работа в паре) — фонетический и словообразовательный анализ с опорой на приём развёрнутого толкования. Транскрипция слова орешки — [ар’эшк’и]. Учитель должен заранее решить, в каком объёме ученики будут проводить фонетический анализ: это может быть полный устный анализ, сокращённый письменный анализ, полный анализ отдельных звуков (полный письменный анализ может быть предложен только по желанию хорошо подготовленным ученикам). Анализируя значение слова сыроежки, ученики должны прийти к выводу, что это грибы, которые едят сырыми. В этом случае важно, с одной стороны, отметить правильность ответа, а с другой — обязательно сказать ученикам, что на самом деле никакие грибы, включая сыроежки, нельзя есть в сыром виде: это опасно для жизни и здоровья.
Упражнение 5 (трудное) — комплексная работа с текстом. В классах с невысоким уровнем подготовки может не проводиться или выполняться устно (без списывания). Слово из двух слогов с одинаковыми гласными звуками, где первый звук ударный, — пятна [п’атна]. К слову лес в порядке представления схем могут быть подобраны и записаны слова перелесок, лесной (лесок, лесник), лесовоз.
Ваш комментарий к уроку