Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения
Правописание
Задача урока: отработать правописание безударных окончаний имён существительных 1,2, 3-го склонения.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — закрепление системы окончаний всех трёх склонений. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
Упражнение 2 — отработка написания безударных падежных окончаний. Выполняется фронтально. Учащиеся должны заметить, что в слове головой окончание ударное и поэтому проверять его не нужно. Это повышает осознанность выполнения задания.
Упражнение 3 — комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется в парах с последующей устной проверкой.
Возможные трудности. Выделение корня (так как пропущенные буквы находятся именно в корне) в словах спросили и проверяя.
Помощь. Учитель называет родственные слова опрос, просить; проверка, сверять. Это поможет учащимся выделить корни -прос- и -вер-.
Упражнение 4 — отработка написания окончаний, развитие орфографической зоркости. Вопрос перед началом работы: у существительных какого склонения никогда не пишется окончание -и? Или: имён существительных какого склонения не будет среди выписанных слов? Вариант выполнения упражнения определяется уровнем подготовки класса. При самостоятельном выполнении задания учащиеся могут выписать только слова с окончанием -и, вставив окончания во все слова, либо, не вставляя окончаний, записать в тетрадь слова с окончанием -и. В классе, где есть много учащихся, не усвоивших написание безударных окончаний, лучше организовать фронтальную работу: учащиеся по цепочке читают каждое слово, анализируют его, доказывают выбор окончания, вписывают пропущенное окончание и записывают в тетрадь только слова с окончанием -и. Развёрнутое комментирование выбора окончаний займёт достаточно много времени, но будет способствовать закреплению навыка проверки и написания безударных окончаний.
Упражнение 5 — отработка написания безударных окончаний существительных всех трёх склонений. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. В начале работы учащиеся устно определяют склонение и записывают опорное слово.
Возможная трудность. Написание окончания в слове (с) врачом.
Помощь. Во время проверки следует попросить учащихся назвать орфограмму в ударном окончании этого слова.
Упражнение 6 — отработка умения доказать выбранное падежное окончание: определить склонение существительного, его падеж, обозначить буквой безударный гласный в окончании. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
Упражнение 7 — орфографический тренинг. Выполняется фронтально или индивидуально с последующей проверкой. Порядок проверки: учащиеся называют сначала слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и объясняют выбор буквы; затем — словарные слова; наконец — оставшиеся слова и встретившиеся в них орфограммы.
Возможная ошибка. Учащиеся могут проверить слово спр...сил словом спрашивать и написать букву а.
Помощь. Учитель заранее сообщает, что это слово проверяется словами спросит, вопрос и т. д. Исходя из уровня подготовки класса, учитель может предварить материал 4 класса о видах глагола, указав, что глагол спросил отвечает на вопрос «что сделал?», а глагол спрашивать — «что делать?».
Упражнение 8 — повторение умения ставить знаки препинания в конце предложения и в предложениях с однородными членами. Учащиеся сначала, самостоятельно прочитав текст стихотворения, устно определяют границы предложений и находят предложения с однородными членами. После этого проводится фронтальная работа. В качестве подсказки при работе с предложением А также крыши, и мосты, и переулки, и коты учитель может дать на доске схему А и А и А и Аи попросить расставить знаки препинания сначала на схеме, а потом — в предложении. В тексте стихотворения два словарных слова: природа, конечно. Если учащиеся выпишут и слово повсюду, учителю стоит их похвалить: в этом слове действительно есть непроверяемая орфограмма.
Дополнительные задания. Назвать изученную орфограмму в слове честно; доказать написание приставки в слове расцвела; назвать слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Учитель может на материале этого стихотворения организовать письмо по памяти.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 119-121 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные сначала выполняют задание на доске, а потом — указанные упражнения. Затем учащиеся, работавшие самостоятельно, рассказывают, как они выполняли задание на доске, и проводят проверку выполнения упражнений в тетради «Учусь писать без ошибок».
Задание на доске. В каждой группе слов есть «лишнее». Найти это слово и объяснить, по какому признаку оно отличается от остальных слов в ряду:
1) о столе, о стене, о весне, о лисе;
2) к кошке, к земле, к маме, к башне;
3) в степи, в ночи, в цепи, в кровати;
4) от деревни, от рощи, от площади, от палатки;
5) врачом, плащом, окном, карандашом;
6) свечой, удачей, рощей, тучей;
7) около ели, около ёлки, около ёлочки, около мышки.
Варианты выполнения:
1) слово (о) столе — относится ко 2-му склонению, остальные слова — к 1-му склонению;
2) в слове (к) земле — ударное окончание, в остальных словах окончания безударные;
3) в слове (в) кровати — безударное окончание, в остальных словах окончания ударные;
4) (от) площади — слово 3-го склонения, остальные слова 1-го склонения;
5) в слове окном нет орфограммы «Буквы о — е после шипящих в окончаниях имён существительных», в остальных словах — есть;
6) в слове свечой — ударное окончание, в остальных словах окончания безударные;
7) слово (около) ели — 3-го склонения, остальные слова 1-го склонения.
Словарная работа. Списать с доски словарные слова, вставляя пропущенные буквы. Слова на доске: к...стрюля, м...тро, ...птека, в...гон, б...лото, ч...л...век, в...сток, зап...д, сев...р, пш...ница, п...года, к...л...ндарь, б...седа. После проверки учитель просит найти существительное, которое не относится ни к одному из склонений (слово метро — несклоняемое), назвать слова 1-го склонения, потом — слова 2-го склонения.
Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 6 или 7 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку