Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Имя прилагательное
Как устроен наш язык
Задача урока: познакомить с именем прилагательным, его значением, зависимостью прилагательного от существительного.
Обратите внимание. Традиционно считалось, что имя прилагательное как часть речи несколько проще для изучения, чем, например, имя существительное, однако практика преподавания свидетельствует о том, что многие грамматические признаки этой части речи трудны не только для усвоения, но даже для ознакомления. В связи с этим, знакомя учеников с именем прилагательным, учитель непременно должен учитывать, обязательной для усвоения или пропедевтической является тема урока, заранее анализировать задания и упражнения в учебнике и отбирать для работы на уроке только те, которые соответствуют уровню подготовки учеников его класса.
Работа по учебнику
Вводную информацию к теме «Имя прилагательное» ученики читают сами. Учитель может начать урок так: «Ребята, сегодня мы начнём изучать новую часть речи. Прочитайте вступление к уроку 109 „Ты узнаешь“. Может быть, вы уже что-то знаете об этой части речи?» Далее — работа с рубрикой «Вспомни изученное».
Упражнение 1 — выделение прилагательных в тексте с опорой на известные ученикам вопросы. В классе с высокой успеваемостью упражнение можно не выполнять или провести устно, разобрав два-три примера.
Упражнение 2 (работа в паре) — наблюдение за значением прилагательных (в лингвистике выражение «прилагательное имеет значение времени» некорректно; правильно говорить — признак, относящийся ко времени, или признак значения времени, однако с точки зрения методики целесообразно использовать те формулировки, которые приведены в упражнении).
Вариант выполнения. Выполняется фронтально: учитель записывает слова на доске, а ученики — в тетради.
Возможные группы: 1) цвет: белый, жёлтый; 2) размер: большой, длинный, узкий; 3) материал (из чего сделан предмет): хрустальный, каменный, кожаный; 4) время: осенний, майский, утренний; 5) принадлежность кому-либо: бабушкин, мамин, заячий.
При выполнении упражнения важно использовать приём развёрнутого толкования, например: осенний — «относящийся к осени» (осень — это время года: акцент — на слове время); мамин — «принадлежащий маме»; каменный — «сделанный из камня». Можно привести примеры употребления прилагательных вместе с существительными и обсудить признак, который вносит прилагательное в описание предмета, например: хрустальная ваза (ваза из хрусталя), бабушкин шарф (шарф, который принадлежит бабушке), осенний дождь (дождь, который идёт осенью) и т. п.
Упражнение 3 — наблюдение за значением прилагательных, поиск «лишних» слов в ряду, выделение новой тематической группы. Выполняется в парах или самостоятельно, в классах с невысоким темпом работы — фронтально. В результате анализа лексического значения приведённых прилагательных ученики выделяют «лишние» слова, опираясь на указанное в каждом ряду значение: овальный, кривой, квадратный, круглый. С понятиями «форма предмета» ученики уже знакомились в курсах «Математика» и «Окружающий мир», поэтому они сами могут назвать получившуюся группу слов со значением «форма».
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за важнейшим грамматическим признаком имён прилагательных — зависимостью от имён существительных. Важно тщательно разобрать приведённые в рубрике примеры и обсудить ответы.
Рубрика «Тайны языка» закрепляет наблюдение и вводит грамматическое правило (ученики правило и термин не заучивают; понятие «согласование» рекомендуем использовать на последующих уроках).
Упражнение 4 (работа в паре) — закрепление наблюдений и материала рубрики «Тайны языка». Первые два сочетания учитель фиксирует на доске, отмечая, как в образце, предлоги, окончания, главное слово, стрелку и вопрос; далее учащиеся работают в парах. Следует обратить внимание учеников на то, что все обозначения должны быть выполнены аккуратно.
Упражнение 5 (по выбору) — аналогично упр. 4, однако задание усложняется тем, что нужно определить грамматические признаки имени существительного. В классах с невысоким темпом работы фронтально разбираются два-три словосочетания; хорошо подготовленные ученики могут выполнять задание самостоятельно или в парах с последующей взаимопроверкой.
Рубрика «Обрати внимание» вводит определение начальной формы имени прилагательного (рубрику читает учитель).
Ваш комментарий к уроку