Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Правописание окончаний имён существительных множественного числа
Правописание
Задача урока: отработать написание падежных окончаний имён существительных множественного числа, имён существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящим на конце.
Работа по учебнику
Рубрика «Обрати внимание» содержит сведения о правописании окончаний имён существительных во множественном числе и о способах проверки безударных окончаний. Перед чтением рубрики целесообразно сделать на доске такую запись.
Учитель просит определить, к какому склонению относятся слова мамы, столы, мыши. Учащиеся должны вспомнить, что склонение определяется по начальной форме слова — в именительном падеже единственного числа. Затем учитель задаёт вопрос: в каких падежах у существительных 1, 2 и 3-го склонения во множественном числе окончания совпадают? В качестве обобщения высказанных учащимися мнений читается материал рубрики.
Упражнение 1 — отработка сложных случаев образования формы родительного падежа множественного числа. Выполняется фронтально письменно.
Дополнительное задание. Составить со словами упражнения предложения, самые интересные предложения записать.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова помидор.
Рубрика «Обрати внимание» вводит орфографическое правило. Рубрику читает учитель.
Упражнение 2 — отработка орфографического правила предыдущей рубрики. Выполняется фронтально письменно.
Упражнение 3 — отработка орфограммы «Употребление ь на конце существительных после шипящих». Сначала учитель просит учащихся рассказать, в какой столбик будут записаны слова с ь после шипящих, в какие столбики — без, и объяснить признак употребления ь. Учитель обобщает ответы учеников: мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных 3-го склонения, а у существительных 1-го и 2-го склонения ь после шипящих не пишется. После этого на доске и в тетрадях вывод оформляется в виде таблицы.
м. р., ед. ч. (2-е скл.) — без ь |
ж. р., ед. ч. (3-е скл.) — с ь |
ж. р., мн. ч., Р. п. (1-е скл.) — без ь |
После обсуждения ученики заполняют таблицу в тетрадях. Если учитель не уверен в том, что задание будет выполнено в классе самостоятельно, то работа проводится фронтально с подробным комментированием.
Дополнительные задания.
1. Записать диктуемые учителем слова в нужный столбик, правильность записи проверяется. Диктуемые слова: калач, грач, чащ, полночь, дач, плач, молодёжь, речь, краж.
2. (Для классов с высоким темпом работы или для индивидуального выполнения.) Учитель записывает на доске два слова: ложь и лож. Вывод после обсуждения: обе записи правильные, так как это формы двух разных существительных; ложь (неправда) — 3-е скл., ж. р., ед. ч., И. п.; лож (ложа — место в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц) — 1-е скл., мн. ч., Р. п. Ученики могут не знать лексического значения слова ложа, поэтому его следует объяснить и привести примеры: «В театре мы сидели в партере, а наши друзья — в ложе». Следует иметь в виду, что некоторые учащиеся могут сказать, что «ложь» — это приказ («ложь здесь», «ложь на место»). В этом случае обязательно следует пояснить, что такое употребление — грубая речевая ошибка, но существует однокоренное слово положить с его формами (положил, положи и т. д.).
Упражнение 4 (по выбору) — комплексное повторение орфографического материала. Выполняется фронтально устно, письменно — как домашнее задание. Порядок фронтальной устной работы по цепочке: учащиеся называют место орфограммы в слове, способ проверки, если возможно, подбирают проверочное слово, при проверке окончаний называют опорное слово и букву, которую нужно вставить.
Возможная трудность. Определение места орфограммы в слове красок и объяснение написания данного слова.
Помощь. Показать, что в данном слове нулевое окончание, а при изменении формы слова (краски — красок) в корне появляется беглый гласный, который обозначается буквой о.
Обратите внимание. Словообразовательная цепочка такова: краска (вещество) —> красить (покрывать краской), поэтому в слове краска корень -краск-, а в форме мн. ч. Р. п. — -красок-. Иногда ошибочно образовывают слово краска (вещество) от глагола красить. Это будет верно, только если речь идёт о процессе: «Краска стен заняла много времени»; в этом случае в слове краска выделяется суффикс -к-, и словообразовательная цепочка выглядит так: краска (вещество) —> красить (покрывать краской) —> краска (процесс). Младшим школьникам не следует приводить примеры предложений, в которых слово краска употреблено в значении «процесс» (с суффиксом -к-).
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — закрепление системы падежных окончаний существительных во множественном числе. Выполняется после работы с рубрикой «Обрати внимание». Первым следует записывать слово поля.
Упражнение 2 — закрепление умения правильно записывать формы множественного числа родительного падежа некоторых имён существительных. Отрабатываются особые случаи, которые нужно запомнить. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Учитель напоминает, что при затруднении следует пользоваться материалом упр. 1 учебника.
Образец записи:
Мама купила несколько килограммов мандаринов, апельсинов, яблок, бананов, помидоров.
У меня сегодня много дел, мне нужно успеть в несколько разных мест.
Туристы взяли с собой в поход несколько пар сапог, брюк, кофт.
Упражнение 3 — отработка орфограммы «Употребление ь на конце существительных после шипящих». Предлагается для дифференцированной работы.
Правильное выполнение:
туч — слово 1-го скл., остальные слова — 2-го скл.;
чиж — слово 2-го скл., остальные слова — 1-го скл.;
беречь — глагол, остальные слова — имена существительные 3-го скл.;
хорош — слово не является именем существительным, все остальные слова — имена существительные 1-го скл.
Упражнение 4 — орфографический тренинг: написание безударных падежных окончаний. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой: учащиеся не только называют вставленную букву, но и доказывают свой выбор.
Дополнительное задание. После проверки записать данные предложения под диктовку учителя.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 109 или 112 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные самостоятельно работают с упр. 3 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2), а затем рассказывают, как они его выполняли.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова ботинки, помидор, сапог, когда, лучше; подобрать, если это возможно, родственные слова (ботинки, ботиночки; помидор, помидорчик, помидорный; сапог, сапожок, сапожник, сапожный, сапожки; лучше, лучший, улучшить, улучшение); подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить с данными словарными словами предложения, несколько предложений записать (можно под диктовку учителя).
Домашняя работа. Выполнить упр. 4 учебника. Выучить словарные слова ботинки, помидор, сапог, когда, лучше.
Ваш комментарий к уроку