Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторение
Развитие речи
Задача урока: организовать комплексную работу с текстом: подбор заголовка, выделение основной мысли текста, составление плана, редактирование текста, исправление неправильной последовательности предложений внутри абзаца, выбор подходящих по смыслу синонимов.
Работа по учебнику
Упражнение (работа в паре) — работа с текстом, в котором нарушен порядок предложений. Вне зависимости от уровня подготовки класса учащиеся должны прочитать текст самостоятельно: только в этом случае они смогут обнаружить, что в третьем абзаце нарушена последовательность предложений. Учитель предлагает пронумеровать карандашом предложения в абзаце, а затем, после обсуждения его содержания, на доске записывает их правильную последовательность: 3, 2, 1. Опираясь на эту запись, ученики списывают из учебника в тетради текст абзаца с правильным порядком предложений. В последнем абзаце ученики должны выбрать подходящее по смыслу слово из синонимического ряда в скобках, опираясь на своё «языковое чутьё»: они сами должны почувствовать, какое слово наиболее точно (и по значению, и по тональности всего текста) подходит данному предложению. На доске следует записать слова, которые выбрали ученики. Если класс хорошо подготовлен, ученики могут списать последний абзац, используя слова на доске, а после этого ещё раз прочитать текст с переработанными третьим и пятым абзацами. Затем организуется обсуждение основной мысли текста, подбираются к нему возможные заголовки и составляется план. Варианты заголовков и план учитель фиксирует на доске, а ученики — в тетради. Если останется время, ученикам предлагается ещё раз прочитать текст, закрыть учебники и с опорой на заголовок и план текста устно его пересказать (сильные ученики по желанию могут выполнить письменный пересказ одного из абзацев).
Словарная работа. Объяснительный словарный диктант. Диктуемые слова: пшеница, погода, календарь, беседа, ботинки, помидор, сапог, когда, лучше. Во время диктанта можно предложить ученикам произнести слово орфоэпически и орфографически. Организация проверки: учитель заранее пишет слова диктанта на доске, после завершения диктанта открывает запись, просит сверить написание слов и, если у учащихся есть ошибки, исправить их.
Ваш комментарий к уроку