Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Имя прилагательное
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с грамматическими признаками имени прилагательного; ввести определение имени прилагательного как части речи; наблюдать за изменением форм имён прилагательных.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» обращает внимание на возможность имён прилагательных изменяться по родам (в отличие от имён существительных). Учитель может предложить ученикам изменить род слов дуб, сосна, дерево.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения, вводит грамматическую закономерность: имена прилагательные изменяются по родам.
Упражнение 1 — наблюдение за синтаксическим функционированием имён прилагательных. Выполняется фронтально.
Упражнение 2 — определение рода имён прилагательных, развитие речевой культуры. Выполняется фронтально. Особое внимание уделяется словам рубрики «Говори правильно» — тюль, шампунь. Рекомендуем на последующих уроках возвращаться к этим словам, чтобы закрепить правильность их употребления.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за способностью прилагательных изменяться по числам и падежам.
Рубрика «Тайны языка» вводит определение имени прилагательного как части речи, обобщает наблюдения за значением имён прилагательных, их грамматическими признаками и основной синтаксической функцией.
Рубрика «Обрати внимание» содержит указание: род имён прилагательных множественного числа не определяется.
Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление материала рубрики «Тайны языка». На доске учитель может дать образец оформления (см. упр. 5 урока 109). Следует остановиться особо на сочетании яркие краски и напомнить ученикам, что во множественном числе род имён прилагательных определить нельзя.
Рубрика «Обрати внимание» вводит термин «склонение» как признак имени прилагательного. С этим термином ученики знакомились при изучении имени существительного, поэтому можно попросить их вспомнить, что они знают о склонении.
Упражнение 4 (по выбору) — закрепление материала урока, комплексная работа с именем прилагательным. Выполняется фронтально. Учитель обращает внимание на правильность оформления записи. Ученики должны найти следующие однородные определения:
Рубрика «Давай подумаем» ставит проблемный вопрос о количестве форм имени прилагательного. Ученики должны согласиться со Светой: действительно, имя прилагательное имеет 24 формы. Если темп работы класса невысокий, учитель заранее может написать на доске, как изменяется прилагательное лесной по родам, числам и падежам. Можно предложить решить эту задачу как математическую: 3 рода в единственном числе + 1 множественное число в 6 падежах: (3 + 1) X 6 = 4 X 6 = 24.
Ваш комментарий к уроку