Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Собеседники. Диалог.

Уроки 1 — 4

Это важно!

Традиционно вводимое на первых уроках повторение ранее изученного материала организовано таким образом, чтобы ребёнок мог убедиться — всё изученное необходимо ему для решения конкретных задач: организации беседы с друзьями и взрослыми на интересующие темы, написания писем, понимания содержания прочитанных текстов. При этом на первое место выходит обусловленность любого задания его практической ценностью для целей конкретного общения.

Ход урока 1

Актуализация темы урока

Учитель: «Почему каждому человеку необходимо знать родной язык? С какой целью, для чего могут общаться люди?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем читается обращение профессора Самоварова (с. 3).

Основной этап урока

Определение целей общения по рисункам упр. 11. Работа с рисунками к упр. 1 поможет установить, что общение позволяет обменяться необходимой информацией (рисунок слева), выразить свои эмоции, воздействовать на собеседника (рисунок справа). Определяется возможная тематика каждой беседы, оценивается манера общения собеседников на обоих рисунках: «Как вы думаете, кто из собеседников лучше поймёт друг друга?»

Определение значения вежливого, доброжелательного общения при работе с пословицами (упр. 4). Учащиеся списывают пословицы и ищут в них известные им орфограммы.

Словарная работа («Твой словарик», с. 5), повторение правил оформления предложений на письме.

Отработка навыка ведения диалога. Организация беседы о летних впечатлениях детей. Чтение диалога Самоварова, Ани и Вани на с. 4.

Закрепление навыка работы с толковым словарём. Работа над значением слова кремль: «Какой кремль видел Ваня? А только ли на Красной площади в Москве есть кремль?»

Отработка навыка составления монолога. Составление учениками устных рассказов о летних впечатлениях.

Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах предваряется дальнейшей работой по повторению известных детям орфограмм (РТ, упр. 4). При этом обращается внимание учеников на то, как трудно воспринимать неграмотно записанный текст. Ошибки в словах сначала исправляются в самом тексте упражнения, затем слова выписываются с подчёркиванием орфограмм.

Написание небольшого сочинения о летних каникулах может быть организовано дифференцированно:

• как самостоятельная работа (упр. 2): создание собственного текста и подбор заголовка к нему (рекомендуется для сильных учащихся);

• как ответы на вопросы (упр. 3).

Итог урока

Учитель: «Для чего люди общаются? Каким должно быть общение? Какие орфограммы вспомнили на уроке?»

Домашнее задание

РТ, упр. 3.

1 Здесь и далее упражнения учебника обозначаются «упр.», а упражнения рабочей тетради — «РТ, упр.».

Ход урока 2

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации. Учитель: «Вспомните стихотворения об осени. Можно ли эти стихотворения назвать текстом? А если вы напишете другу письмо и поделитесь своими впечатлениями об осенней природе, это можно будет назвать текстом? Что же такое текст?» Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Как вы думаете, какие знания нужны человеку, чтобы создать письменный текст?» (Знание того, как устроен текст, знание орфографии, умение верно оформить предложения на письме.)

Основной этап урока

Отработка умения находить орфограммы. Орфографическая минутка. Выписать из предложений, которые читает учитель, слова с непроверяемыми написаниями: «Нам всегда вместе весело играть. Сестра передала мне привет. Ветерок приветливо дует мне в лицо. Здравствуй, солнце золотое! Сегодня хорошая погода. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Дети выписывают слова всегда, вместе, привет, ветерок, приветливо, здравствуй, сегодня, хорошая, погода, завтра. Вопрос учителя: «Как можно проверить написание выписанных вами слов?»

Определение типа орфограмм. Ответ на вопросы по рисунку, РТ, упр. 1. Учитель: «Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения?»

Активизация знаний о типах и свойствах текста. Работа по вопросам и заданиям учителя: «Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? Объясните. (Заслушиваются ответы учеников.) А теперь прочитаем строки из стихотворения В. Берестова «Первое сентября» (РТ, упр. 2).

Учитель: «Ответ каждого из вас на мой вопрос о первом сентября — это небольшой текст. Какого типа текст у вас получился? Вспомните типы текстов. (Описание, повествование, рассуждение.) А что такое текст? А тема и главная мысль текста?»

Повторение того, что ученики знают об особенностях устной и письменной речи.

Определение темы текстов, выбор заглавия к каждому тексту (упр. 6).

Отработка навыка составления текстов разной целевой направленности на основе упр. 9. Обязательно заслушиваются тексты, удовлетворяющие различным целям (пп. 1 и 2 упражнения). Записывается только один текст, самостоятельно составленный каждым из учеников. Обязательно определить тему и главную мысль составленных текстов. Обратить внимание детей на то, что тема у всех одна и та же: «Осень», а главная мысль может быть разная: «Осень — прекрасная пора», «Осень как время года» и т. п. Задание можно усложнить, предложив детям составить тексты разного типа (описание, повествование, рассуждение).

Повторение того, что дети знают об особенностях предложения, на материале составленных текстов об осени. Учитель: «Из чего строятся составленные вами тексты? Что такое предложение? Какие типы предложений вы знаете?» Ученики находят в текстах об осени предложения, разные по цели высказывания и по интонации.

Работа над связью предложений в тексте (РТ, упр. 5).

Повторение того, что ученики знают об особенностях жанра письма (упр. 5). Поиск в тексте упражнения слов из словарика. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Учитель: «Какие орфограммы есть в словах хорошо и далеко? А как определить, какие безударные гласные надо писать в этих словах? Сравните слова здравствуй и местный. Какая орфограмма есть в каждом из них? Какое слово можно проверить, а написание какого слова надо проверять по словарю?»

Резервное задание. Упр. 7.

Итог урока

Учитель: «Что такое текст? Какого типа тексты вы знаете? Какие орфограммы вспомнили на уроке?»

Домашнее задание

Упр. 8, РТ, упр. 6.

Ход урока 3

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации. Учитель: «С какой целью люди общаются (вступают в диалог)? (Узнать, рассказать или объяснить что-то, побудить собеседника к совершению каких-либо действий.) Какой, по вашему мнению, должна быть речь собеседников? Представьте себе такую ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали ему почитать интересную книгу. Он может попросить разными способами: «Дай-ка мне книжку на несколько дней!»; «А ну-ка дай мне свою книгу немедленно!»; «Живо принеси книгу, а не то получишь!»; «Пожалуйста, дай мне почитать твою книгу!». Какую просьбу вам захочется выполнить, а какую нет? Чем различаются эти высказывания? Как вы думаете, что является целью диалога? (Добиться взаимопонимания.) В любом ли случае эта цель может быть достигнута?»

Выслушиваются варианты ответов учащихся.

Основной этап урока

Определение различий между диалогом и спором, важности для общения спокойной, доброжелательной манеры ведения разговора (упр. 10). Составление диалогов по рисункам, работа в паре.

Задание «Оцени себя сам», упр. 11. При написании ответов на вопросы упражнения можно рекомендовать использовать слова и словосочетания из упр. 10.

Работа над словами речевого этикета и вежливой интонацией при чтении диалога (РТ, упр. 7).

РТ, упр. 8.

Самостоятельное определение различий между спором и диалогом (упр. 12).

Итог урока

Учитель: «Чем различаются спор и диалог? Какие слова речевого этикета важно употреблять в разговоре?» (Вежливые слова.) Чтение сообщения Самоварова и слов Совёнка (с. 11).

Домашнее задание

РТ, упр. 10.

Ход урока 4

Актуализация темы урока

Учитель: «Как вы думаете, манера вести диалог может служить характеристикой человека?»

Основной этап урока

Определение типа общения на основе текста упр. 13. Повторение типов предложения по цели высказывания и по интонации. Работа с пословицами.

Самостоятельное составление текста о друге (подруге) по вопросам учителя и вопросам учебника, по заданным началу и концу (упр. 14). Учитель: «С каким человеком хочется дружить — с вежливым или грубым? Опишите, каким вы хотели бы видеть своего друга или подругу».

Работа с текстом Ю. Этнина (упр. 15). Нахождение главной мысли стихотворения, преобразование предложения из текста в побудительное предложение (Никогда не ссорьтесь с друзьями!).

Самостоятельная работа учащихся. Ответы на вопрос: «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное?» — с использованием опорных словосочетаний упр. 16. Перед выполнением работы может быть проведена беседа о взаимоотношениях учеников с их родителями.

Составление рассказа по рисунку (РТ, упр. 9). Определение темы и главной мысли произведения. Повторение типов предложения по цели высказывания и по интонации.

Определение порядка следования частей в тексте (РТ, упр. 11).

Чтение и устное обсуждение «золотого правила общения» (упр. 17). Учитель: «Почему важно всегда помнить это правило?»

Систематизация знаний по теме «Собеседники. Диалог» по вопросам (РТ, упр. 12).

Итог урока

Учитель: «Каким должен быть разговор двух людей?»

Домашнее задание

Упр. 17, письменно.