Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Раздел Язык - главный помощник в общении

Уроки 17 — 56

Целевые установки уроков

Личностные:

• объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа;

• уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

• понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

• расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

• использовать алгоритмы для решения определённых задач;

• сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

• уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

• объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

• уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Предметные:

• проводить звуко-буквенный анализ слов;

• определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

• уметь переносить слова в соответствии с существующими правилами;

• находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

• записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

• каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;

• знать признаки слова, словосочетания и предложения;

• составлять словосочетания по заданным моделям;

• проводить синтаксический анализ предложения, определяя его вид по цели высказывания, по интонации;

• находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

• находить однородные члены предложения, уметь ставить при них запятые (простейшие случаи).

Ход урока 17

Актуализация темы урока

Учитель: «Как вы понимаете название раздела, который мы начинаем изучать?» Выслушиваются ответы учащихся. «Послушайте, что сказал о русском языке в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» Почему И. С. Тургенев и многие другие известные писатели, поэты, учёные считали русский язык величайшей ценностью?» Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Чтобы в совершенстве овладеть им, его надо учить».

Чтение высказывания Самоварова (с. 31, вверху).

Основной этап урока

Чтение высказывания Л. Н. Толстого о русском языке (упр. 36).

Активизация знаний о помощниках языка в общении: «Какие помощники есть у языка? Что может помочь человеку выразить свои мысли и чувства?» (Мимика, жесты, рисунки.)

Работа с текстом о значении жестов у разных народов (РТ, упр. 27).

Определение основных языковых единиц. Чтение высказывания Самоварова (с. 31, внизу).

Систематизация имеющихся у учащихся знаний о языковых единицах.

Учитель: «Что вы знаете о звуках? буквах? словах? словосочетаниях? предложениях?» После каждого ответа ребёнка учитель на доске заполняет схему уровней языка. Уровень звуков и букв располагается внизу, над ним — уровень слов, выше — словосочетание и предложение.

В ходе обсуждения учащиеся записывают примеры языковых единиц по группам.

а) «Что вы знаете о звуках?» (Желательно, чтобы учащиеся вспомнили о гласных и согласных звуках, что гласные звуки могут быть ударными или безударными, согласные — звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.)

б) «Что вы знаете о буквах?» (Печатные и рукописные, заглавные и строчные, обозначающие 1 звук или 2 звука, 0 звуков. Вспомнить алфавит.)

в) «Что вы знаете о словах?» (Вспомнить модель слова — единство формы и содержания, синонимы, антонимы, омонимы.)

г) «Что вы знаете о предложении?» (Дать определение, вспомнить типы предложений, оформление на письме, главные и второстепенные члены предложения. Внимание: определение словосочетания и его свойства подробно ещё детьми не изучались.)

Итог урока

Учитель: «Каково основное назначение языка? Какие языковые единицы вы знаете?»

Домашнее задание

Сделать звуко-буквенный анализ слова январь.