Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017
Поурочные разработки
Раздел Язык - главный помощник в общении
Уроки 17 — 56
Целевые установки уроков
Личностные:
• объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа;
• уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;
• понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;
• расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.
Метапредметные:
• использовать алгоритмы для решения определённых задач;
• сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);
• уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;
• объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;
• уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
Предметные:
• проводить звуко-буквенный анализ слов;
• определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;
• уметь переносить слова в соответствии с существующими правилами;
• находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;
• записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
• каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;
• знать признаки слова, словосочетания и предложения;
• составлять словосочетания по заданным моделям;
• проводить синтаксический анализ предложения, определяя его вид по цели высказывания, по интонации;
• находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;
• находить однородные члены предложения, уметь ставить при них запятые (простейшие случаи).
Ход урока 17
Актуализация темы урока
Учитель: «Как вы понимаете название раздела, который мы начинаем изучать?» Выслушиваются ответы учащихся. «Послушайте, что сказал о русском языке в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» Почему И. С. Тургенев и многие другие известные писатели, поэты, учёные считали русский язык величайшей ценностью?» Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Чтобы в совершенстве овладеть им, его надо учить».
Чтение высказывания Самоварова (с. 31, вверху).
Основной этап урока
Чтение высказывания Л. Н. Толстого о русском языке (упр. 36).
Активизация знаний о помощниках языка в общении: «Какие помощники есть у языка? Что может помочь человеку выразить свои мысли и чувства?» (Мимика, жесты, рисунки.)
Работа с текстом о значении жестов у разных народов (РТ, упр. 27).
Определение основных языковых единиц. Чтение высказывания Самоварова (с. 31, внизу).
Систематизация имеющихся у учащихся знаний о языковых единицах.
Учитель: «Что вы знаете о звуках? буквах? словах? словосочетаниях? предложениях?» После каждого ответа ребёнка учитель на доске заполняет схему уровней языка. Уровень звуков и букв располагается внизу, над ним — уровень слов, выше — словосочетание и предложение.
В ходе обсуждения учащиеся записывают примеры языковых единиц по группам.
а) «Что вы знаете о звуках?» (Желательно, чтобы учащиеся вспомнили о гласных и согласных звуках, что гласные звуки могут быть ударными или безударными, согласные — звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.)
б) «Что вы знаете о буквах?» (Печатные и рукописные, заглавные и строчные, обозначающие 1 звук или 2 звука, 0 звуков. Вспомнить алфавит.)
в) «Что вы знаете о словах?» (Вспомнить модель слова — единство формы и содержания, синонимы, антонимы, омонимы.)
г) «Что вы знаете о предложении?» (Дать определение, вспомнить типы предложений, оформление на письме, главные и второстепенные члены предложения. Внимание: определение словосочетания и его свойства подробно ещё детьми не изучались.)
Итог урока
Учитель: «Каково основное назначение языка? Какие языковые единицы вы знаете?»
Домашнее задание
Сделать звуко-буквенный анализ слова январь.