Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Звуки и буквы.

Уроки 18 — 19

Ход урока 18

Актуализация темы урока

Учитель: «Какие языковые единицы сами не имеют значения, но помогают передать значение при употреблении в слове?» (Это звуки, а в письменной речи — буквы.)

Основной этап урока

Систематизация знаний учащихся о звуках с опорой на рисунок-схему Звукограда (упр. 37). Надо вспомнить, что звуки делятся на гласные и согласные, согласные — на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Важно также вспомнить о том, что согласные звуки могут быть парными или непарными по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. После анализа рисунка-схемы можно составить полный рассказ о звуках русского языка по данному в упражнении плану.

Повторение того, что дети знают о буквах, самостоятельно или с опорой на план (упр. 38).

Выяснение соотношения между звуками и буквами — чтение сообщения Самоварова (с. 33). Выполнение упр. 39 и 40.

Работа в паре: нахождение букв, обозначающих 2 звука, в словах упр. 28 из РТ.

Повторение способов передачи мягкости согласных звуков на письме (РТ, упр. 29 и 30).

Работа с алгоритмом звуко-буквенного анализа: чтение сообщения Совёнка и рубрики «Шаги к умению» (с. 33).

Звуко-буквенный анализ слов ярмарка, люлька, цирк из упр. 41.

Итог урока

Учитель: «Какие единицы языка мы сегодня изучали? Всегда ли звуки передаются на письме одними и теми же буквами?»

Домашнее задание

Сделать звуко-буквенный анализ оставшихся слов из упр. 41.

Ход урока 19

Актуализация темы урока

Учитель: «Мы выяснили на прошлом уроке, что звуки не всегда передаются одними и теми же буквами. Что надо знать, чтобы не допускать ошибок в письменной речи?» (Орфографические правила, правила обозначения на письме мягкости согласных звуков.)

Основной этап урока

Наблюдение над употреблением букв парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков (упр. 42, выполняется письменно).

Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме (упр. 43).

Нахождение и объяснение орфограмм в высказывании К. Паустовского (упр. 44), в стихотворении А. Плещеева (упр. 45).

Итог урока

Учитель: «Какими способами передаётся мягкость согласных звуков на письме? Какие буквы гласных и согласных звуков надо проверять?»

Домашнее задание

РТ, упр. 31.