Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Слог, ударение.

Уроки 20 — 21

Это важно!

Несмотря на то что существуют разные теории деления слова на фонетические слоги, мы придерживаемся традиционного для начальной школы правила: если между гласными два согласных, то один из них относится к предыдущему слогу, а другой — к последующему независимо от свойств этих согласных звуков (кар-та, мет-ро).

Ход урока 20

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Вспомните, как надо делить слово на слоги и как можно переносить слова с одной строки на другую. Один мой знакомый утверждает, что в слоге обязательно должно быть 2 буквы, а при переносе слово надо делить точно пополам. А что скажете вы?»

Основной этап урока

Определение количества слогов в словах (упр. 46, выполняется письменно с самостоятельным объяснением учащимися правил деления или в случае затруднения при помощи подсказки Совёнка) (с. 35).

Повторение правил переноса слов (упр. 47, выполняется письменно).

Введение понятий открытого и закрытого слога при чтении сообщения Самоварова на с. 36.

Нахождение закрытых и открытых слогов: под диктовку учителя записать на доске слова из словарика: обед, четверг, чёрный, жёлтый, завтра, пожалуйста; разделить их на слоги, дать характеристику каждому слогу; привести по два-три примера слов, состоящих или только из открытых, или только из закрытых слогов, и записать эти слова на доске.

Деление слов на слоги (письменно) с устным определением вида каждого слога (открытый или закрытый), упр. 49.

Наблюдение над ролью открытых и закрытых слогов в поэтических произведениях. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами (упр. 50). При сравнении текстов важно обратить внимание на звукопись.

Работа со словами из словарика (с. 35).

Итог урока

Учитель: «Расскажите, чем различаются открытые и закрытые слоги, в чём разница в звучании слов с открытыми слогами и слов с закрытыми слогами».

Домашнее задание

Упр. 48.

Ход урока 21

Актуализация темы урока

Учитель: «Тема нашего сегодняшнего урока — ударение. Подумайте и объясните, почему иногда ударение называют волшебником. (Способно изменять слова.) Приведите примеры того, как ударение меняет слова».

Основной этап урока

Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения (упр. 51). Составление предложений со словами- омографами по рисункам.

Отработка умения верно поставить ударение для проверки безударных гласных в корне слова (упр. 52, выполняется письменно).

Роль ударения в стихотворных произведениях на примере анализа текста (упр. 53).

Роль ударения как показателя владения культурой устной речи (РТ, упр. 32, 33). Тренировка в постановке ударения в словах и словоформах, проблемных с точки зрения орфоэпии. После выполнения упражнения обязательно надо напомнить учащимся, что верную постановку ударения в слове можно уточнить по орфоэпическому словарю.

Работа с текстом (упр. 54). После работы с текстом устно составляется инструкция по приёму витаминов.

Итог урока

Учитель: «Почему так важно произносить слова с правильным ударением?»

Домашнее задание

Выписать из орфоэпического словарика (с. 154 — 155) одиннадцать глаголов, поставить в них ударение. С пятью глаголами составить и записать предложения.