Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Девять правил орфографии.

Уроки 22 — 33

Ход урока 22

Актуализация темы урока

Повторение определения орфограммы. Дети могут вспомнить, что такое орфограмма, самостоятельно или прочитать об этом в учебнике (сообщение Самоварова, с. 39). Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах, проведение игры-аукциона «Кто больше и быстрее». Все названные орфограммы записываются на доске, устно приводятся примеры на каждое правило. Сделанная работа проверяется по учебнику (с. 39 — список орфограмм).

Основной этап урока

Анализ учащимися языкового материала и определение орфограммы, которая будет повторяться на уроке. Работа по вопросам учителя: «Какое правило, какую орфограмму надо знать, чтобы верно написать слова Россия, Москва, Лермонтов? Когда ещё употребляется прописная буква?»

Выполнение упр. 56 и упр. 34 из РТ. При выполнении упр. 34 важно расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Работа с речевым этикетом: обращение по имени- отчеству как проявление уважительного отношения к человеку (РТ, упр. 35).

Устная работа с именами собственными. Учитель называет имя, а учащиеся образуют от него все возможные варианты (например, полное имя: Наташа — Наталья (Наталия), имя с уменьшительно-ласкательным суффиксом: Наташа — Наташенька).

Задание для любознательных (упр. 57) подразумевает проведение небольшого лингвистического эксперимента. Учащимся предлагается догадаться, как возникли русские фамилии, упоминающиеся в тексте Г. Граубина. Затем выполняются задания к упражнению.

Работа с текстом (РТ, упр. 36). Пропущенные орфограммы объясняются устно при первом чтении текста, затем текст озаглавливается, ведётся беседа по вопросам к упражнению. Дополнительный вопрос: «Какого типа текст у вас получится, когда вы будете доказывать, какая река

для вас самая лучшая и почему?» Письменно выполняются задания к упражнению.

Учитель: «Кроме правил употребления прописной (заглавной) буквы, существуют ещё и многие другие. Догадайтесь, для повторения какой орфограммы составлено упр. 55». Упражнение выполняется письменно, ведётся работа по объяснению значения пословиц.

Итог урока

Учитель: «Когда в русской письменной речи употребляется заглавная (большая, прописная) буква? Какие правила употребления заглавной буквы мы повторили сегодня на уроке?»

Домашнее задание

Вспомнить и записать пять имён писателей, три имени музыкантов и три имени художников.

Ход урока 23

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросам учителя: «Может ли одно и то же слово быть то именем собственным, то именем нарицательным? Приведите такие примеры. Изменяется ли при этом значение слова? А его написание? Сегодня мы понаблюдаем за дополнительными особенностями употребления прописной буквы, повторим основные правила её употребления».

Основной этап урока

Выполнение упр. 35 из РТ. Важно объяснить, почему слова чашки, миски, тарелки написаны в тексте с прописной буквы. Учитель может попросить учеников привести собственные примеры слов, которые могут употребляться и как имена собственные, и как имена нарицательные (например, Пушок — пушок, Орёл — орёл и т. п.).

Выполнение упр. 58 расширяет знания учеников об окружающем мире, о том, что они жители не только своей деревни, села или города, но и своей страны, являющейся частью мира, частью Вселенной. Упражнение выполняется письменно с комментированием выбора букв и нахождением известных третьеклассникам орфограмм.

Работа с текстом, воспитывающим патриотические чувства (РТ, упр. 37). Упражнение выполняется самостоятельно с последующей беседой по тексту. Обратить

внимание на прямое и переносное значение слов золотой, кольцо.

Итог урока

Учитель: «Что нового вы узнали об употреблении прописной буквы в русской письменной речи? Так может ли одно и то же слово быть именем как нарицательным, так и собственным? При каком условии?»

Домашнее задание

Спросить у родителей и записать имена, фамилии и отчества бабушек, дедушек, других родственников и место их рождения.

Ход урока 24

Актуализация темы урока

Тема урока определяется при чтении дотекстового задания к упр. 59. Учитель: «На сегодняшнем уроке мы понаблюдаем, из каких частей должно состоять заявление, как его правильно оформить, научимся составлять заявления на различные темы».

Основной этап урока

Анализ особенностей заявления проводится при работе в паре (упр. 59). Важно обратить внимание детей на составные части заявления, их содержание, расположение и особенности оформления:

• указание адресата (кому адресовано заявление) и адресанта (кем написано заявление, чьё оно, предлог от не употребляется);

• указание жанра документа — заявление (слово заявление пишется со строчной буквы, точка после данного слова ставится);

• основная часть заявления, в которой раскрывается содержание просьбы (суть просьбы излагается чётко и кратко; текст начинается со слова Прошу...; местоимение я в тексте не употребляется);

• указание даты и подпись (с её разборчивой расшифровкой).

Коллективное составление заявления любого содержания с записью его на доске и в тетрадях. Определение возможных тем заявления (устно), ситуаций, когда необходимо написание заявления. По окончании работы учащиеся отвечают на вопрос: какие слова в заявлении должны быть написаны с прописной буквы?

Итог урока

Учитель: «Для чего обычно пишут заявления? Какие части обязательно должны быть в заявлении?»

Домашнее задание

Написать заявление о приёме в спортивную секцию.

Ход урока 25

Актуализация темы урока

Угадывание орфограммы, которая будет повторяться на уроке: «Прочитайте про себя текст упр. 61 и определите, какую орфограмму мы сегодня будем повторять. (Проверяемые безударные гласные в корне слова.) Почему безударные гласные в корне — это орфограмма?» Сопоставление гласных звуков и обозначающих их букв в словах стихотворения К. Бальмонта (РТ, упр. 40).

Второй вариант начала урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Попробуйте записать слово [л'иса́]. О каком слове идёт речь? Почему по произношению слова мы не можем это точно определить? Составьте предложение со словом леса и со словом лиса. Подберите проверочные слова. О какой орфограмме будем говорить на уроке? Какое правило проверки безударных гласных в корне слова надо знать?» Ответы учащихся уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 43).

Основной этап урока

Составление алгоритма проверки безударных гласных проводится учащимися совместно с учителем: «Буквы каких гласных звуков в слове надо проверять? В какой части слова должны находиться эти гласные?»

Вывод делается при выполнении упр. 39 из РТ.

Фиксируются следующие пункты алгоритма: находим и выделяем корень слова; ставим ударение в слове, подчёркиваем букву безударного гласного звука.

Далее учащиеся отвечают, как можно проверить, какой буквой надо обозначить безударный гласный звук в корне слова, как подобрать проверочное слово: нужно подобрать однокоренное слово или изменить его так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Определить, какое слово можно считать однокоренным, родственным. (Надо подчеркнуть, что родственные слова должны быть связаны по смыслу.)

Способ окончательного оформления алгоритма выбирается учителем. Например, можно завести специальную тетрадь для памяток по русскому языку.

Полученный алгоритм отрабатывается на материале упр. 61. Выполнение упражнения: коллективное устное комментирование пропущенных орфограмм с подбором проверочных слов, самостоятельная запись текста по памяти.

Определение смысловой связи между проверяемым и проверочным словом (РТ, упр. 44).

Нахождение повторяемой орфограммы в тексте упр. 62.

Определение способов проверки безударных гласных в корне слова на материале упр. 41 из РТ. После выполнения задания надо подобрать и записать в тетради слова с безударными гласными в корне, которые проверяются вторым способом — подбором однокоренных слов.

Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова (упр. 63, 64). К упр. 64 учителю необходимо поставить вопрос: «Подходит ли установленный нами алгоритм (порядок действий) для проверки безударных гласных в словах морковь, огурец? Почему нет? А как определить, какие буквы надо писать в этих словах?»

Сравнение алгоритмов работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Подбор слов с непроверяемым написанием по рисунку к упр. 65. Перед тем как дети начнут составлять устный рассказ, подобранные слова целесообразно записать.

Закрепление навыка проверки безударных гласных в формах самодиктанта (РТ, упр. 43), выбора предложенной буквы (РТ, упр. 45), комментированного письма (РТ, упр. 42, 47).

Итог урока

Учитель: «Какое правило повторили на уроке? Буквы каких гласных звуков в корне слова надо проверять? Как их следует проверять? Как вы будете действовать, если вам понадобится записать слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»? А что делать, если в корне слова непроверяемая безударная гласная?»

Домашнее задание

Упр. 60 и РТ, упр. 46.

Ход урока 26

Актуализация темы урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Найдите в двух предложениях одинаково звучащие слова: Сток воды был перекрыт, и на улице появилась большая лужа; Около дома стоял огромный стог сена. Одинаково ли пишутся эти два слова? Как проверить, какие буквы согласных звуков надо написать в конце каждого из этих слов? Над какой орфограммой будем сегодня работать?»

Другой вариант начала урока

Чтение вопроса Совёнка (с. 45).

Основной этап урока

Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» при выполнении упр. 66 по вопросам учителя: «Написание букв каких согласных звуков надо проверять? Где должны стоять эти согласные? (Проверяем парные по звонкости-глухости согласные, если они стоят или в конце слова, или перед другими парными по звонкости-глухости согласными.) Как надо проверять данную орфограмму?» (Так изменяем данное слово или подбираем к нему такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный.) Вывод учащиеся должны сделать сами, а затем проверить его в рубрике «Узелки на память» (с. 46). Учащиеся могут записать в специальную тетрадь такой алгоритм:

1) надо найти корень слова;

2) найти в корне парные по звонкости-глухости согласные звуки, которые стоят перед другими парными согласными;

3) подобрать проверочное слово — однокоренное слово или форму слова, где после парного согласного стоит гласный.

Определение способов подбора проверочных слов на материале упр. 68 и упр. 59 из РТ. Желательно для каждого слова подобрать и записать по 2 проверочных слова, т. е. проверить каждое слово двумя способами.

Отработка умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными: упр. 69, дополнительное задание наблюдение за ролью слов с парными по звонкости-глухости согласными в образовании рифмы; РТ, упр. 55 с параллельной работой над содержанием пословиц; РТ, упр. 58 с составлением диктанта для учеников 2 класса; упр. 67, дополнительно работа с текстом.

Словарная работа («Твой словарик», с. 46).

Различение проверяемых и непроверяемых парных по звонкости-глухости согласных. Работа по вопросам и заданиям учителя: «Найдите одинаковые согласные звуки в словах рукавчик, завтра. Какими буквами обозначены эти звуки в словах? Можно ли их проверить? Если проверить нельзя, то как определить верное написание? Какой словарь нам поможет?»

Распределительный диктант (проводит учитель): автобус, редька, вокзал, трактор, экскаватор, резкий, шкафчик, рыбка, ножка. В один столбик записать слова с проверяемыми парными по звонкости-глухости согласными в конце или в середине слова, в другой — слова с непроверяемыми согласными.

Повторение орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова» (РТ, упр. 49 и 52).

Итог урока

Учитель: «Как проверить парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими согласными? Всегда ли их можно проверить?»

Домашнее задание

РТ, упр. 56.

Ход урока 27

Это важно!

«Непроизносимые согласные» — одна из достаточно сложных тем орфографии, ведь для того чтобы определить, в каких словах надо писать непроизносимые согласные, а в каких не надо, ученик должен представлять себе слово во всём многообразии его форм и связей с однокоренными словами.

Актуализация темы урока

Тема урока определяется при выполнении упр. 70. Учитель: «В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание нескольких согласных — двух и более.) Как проверить, есть ли в слове непроизносимые согласные?» Правило проверки написания непроизносимых согласных в слове уточняется при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 47).

Другой вариант актуализации темы урока

Задание-загадка: «Догадайтесь, почему Аня и Ваня не поняли друг друга. Послушайте их диалог и доскажите последнюю фразу Вани:

— Аня, посмотри, как спит мой младший братик! Надо его укрыть получше, а то одеяло может свиснуть с кровати.

— Ваня, что такое ты говоришь? Как это одеяло будет свистеть?

— Оно может не свистеть, а ... .

Сравните слова свистнуть и свиснуть. Это разные слова, у них разные значения, они изменяются по-разному, у них разные родственные слова. Измените каждое из этих слов. (Свистит, свищу, свистеть; свисает, свисаю, свисать.) Подберите к каждому из них однокоренные слова. (Свисток, свистун, свистящий; повис, висеть, висящий.) Так почему слова свистнуть и свиснуть произносятся одинаково? Какая орфограмма есть в первом из этих слов?»

Основной этап урока

Выполнение упр. 71 в форме комментированного письма.

Работа с текстом Л. Гераскиной (упр. 72). Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.

Работа в парах (РТ, упр. 73).

Выполнение упр. 71 из РТ.

Составление рассказа по рисунку и опорным словам (РТ, упр. 74).

Распределительный диктант (проводится учителем): тростник, чувствовать, праздник, чудесный, прелестный, ужасный, предчувствие, опасность, лестница, лесной, вкусный, пресный. Данные слова распределяются в два столбика. В один столбик записываются слова с непроизносимыми согласными, в другой — слова, в которых непроизносимых согласных нет.

Игра «Назови антоним». Учитель называет слово, ученики ищут к нему такой антоним, чтобы в нём была изучаемая орфограмма: иногородний (местный), ужасный (прелестный, чудесный), будни (праздник), весёлый

(грустный), болеть (здравствовать), лживый (честный), рано (поздно).

Итог урока

Учитель: «В каких случаях надо проверять, есть ли в слове непроизносимый согласный? Как его надо проверять? Важно ли, чтобы непроизносимый согласный в слове был написан верно? Зависит ли от этого значение слова?»

Домашнее задание

Упр. 73 из учебника и упр. 72 из РТ.

Ход урока 28

Актуализация темы урока

Работа по заданиям и вопросам учителя: «Один второклассник решил, что разделительный мягкий знак должен употребляться после всех мягких согласных перед всеми гласными, а разделительный твёрдый знак — после всех твёрдых согласных перед всеми гласными. Прав ли он? Что неправильно в его ответе?» Ответы учеников уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 49).

Основной этап урока

Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр. 74: «Найдите в предложениях упражнения слова с разделительными и твёрдым и мягким знаками. Какие особенности есть в звуковом составе этих слов? (После согласного звука перед гласным произносим звук [й'].) В каком месте в слове пишется мягкий знак? Перед какими буквами пишем разделительный мягкий знак? В какой части слова употребляется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами? Что же нужно сделать, чтобы определить, какой разделительный знак пишется в слове?» (Слушаем, как звучит слово, находим звук [й'] после согласного звука перед гласным. Находим корень слова и приставку, если она есть. После приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я пишем разделительный твёрдый знак, в остальных частях слова перед е, ё, ю, я, и — разделительный мягкий знак.)

Можно предложить детям следующие графические схемы (поскольку алгоритм достаточно объёмный, лучше записать в специальную тетрадь именно графические схемы употребления твёрдого и мягкого знаков).

Image

После составления алгоритма и анализа графической схемы выполняется упр. 75 из учебника и упр. 80 из РТ с обязательным комментированием употребления ь или ъ в словах сказки.

Закрепление умения употреблять разделительные ь и ъ:

• составление словосочетаний со словами с изучаемыми орфограммами (РТ, упр. 83);

• составление устного рассказа по опорным словам с изучаемыми орфограммами (РТ, упр. 82);

• определение орфограммы в словах упражнений (РТ, упр. 84).

Игра «Найди антоним». Ученики подбирают к данным словам антонимы, записывают слова парами на доске и в тетрадях, объясняют написание разделительных твёрдого и мягкого знаков или их отсутствие: подъехать (отъехать), приехать (уехать), днём (ночью), враги (друзья), расширить (сузить), пришить (оторвать), весной (осенью), спуск (подъём).

Игра «Кто больше?». Образование с помощью приставок новых слов от слов ехать, есть, явить.

Распределительный диктант: ель, подъезд, бьющийся, съедобный, сесть, объявление, приехать, ручьи, вьюнок. В первый столбик записываются слова с разделительным мягким знаком, во второй — слова с разделительным твёрдым знаком, в третий — слова с мягким знаком — показателем мягкости.

Упр. 76. Озаглавить текст учащиеся могут либо самостоятельно, либо выбрав заглавия из предложенных учителем: «Почему ёлочка стала лиственной», «Подарки деревьев», «Ёлочка».

Помимо заданий учебника к упр. 76, детям целесообразно предложить дополнительные задания: найти в тексте и объяснить сравнения (листья осины — китайские фонарики, листья ивы — бронзовые рыбки, листья клёна — золотые звёзды, листья берёз — жёлтые конфетти), олицетворения (деревья вспоминают о ёлочке, дарят подарки; ёлочка раскинула лапки, у неё ладошки); найти и объяснить разницу в значениях контекстуальных синонимов (жёлтый, золотой, бронзовый). Затем данный в упр. 76 текст можно использовать для изложения, предварительно составив к нему план:

1. Ёлочка выросла.

2. Деревья дарят подарки ёлочке.

3. Ёлочка стала нарядной.

По составленному плану текст пересказывается устно, затем записывается.

Составление устных рассказов на тему «Когда деревья стали красивыми».

Итог урока

Учитель: «Когда употребляется разделительный твёрдый знак, а когда — разделительный мягкий знак?»

Домашнее задание

РТ, упр. 81. Или написать, озаглавить и красочно оформить сочинение о жизни деревьев или других растений.

Ход урока 29

Это важно!

В 3 классе слова с удвоенными согласными рассматриваются как слова, написание которых учащимся нужно запоминать.

Проверка домашнего задания

Рассказы учащихся обязательно заслушиваются. После проверки их учителем из лучших работ составляется красиво оформленный сборник.

Актуализация темы урока

Тема урока определяется при чтении сообщения Совёнка (с. 51).

Основной этап урока

Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается:

• с повторением правил переноса слов (упр. 77);

• с составлением словосочетаний (упр. 79);

• с составлением предложений (РТ, упр. 78);

• с повторением всех известных детям орфографических правил (упр. 78);

• с работой с текстом (РТ, упр. 79). После выполнения заданий к упражнению возможна беседа по вопросу учителя: «С какими вещами связаны у вас приятные воспоминания? Расскажите об этом».

Работа с рубрикой «Твой словарик» (с. 52).

Резервное задание. Упр. 80.

Итог урока

Учитель: «Как уточнить написание слов с удвоенными согласными?»

Домашнее задание

РТ, упр. 76 и 77.

Ход урока 30

Актуализация темы урока

Изучаемая тема «Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн» определяется детьми при анализе орфограмм упр. 81 и по вопросу Совёнка (с. 53).

Основной этап урока

Выполнение упр. 81 в форме комментированного письма. Безударные гласные в словах шитьё, живот, животное сначала надо проверить ударением.

Объяснить, почему буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу — это орфограммы, можно предложить самим учащимся. (Нарушаются правила употребления букв гласных звуков: после твёрдых согласных ж, ш пишется и, после мягких ч, ща и у.)

Запись текста по памяти (упр. 82). Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением.

Работа над словами с изучаемыми орфограммами, распределение данных слов по группам (по частям речи) (РТ, упр. 67).

Работа с текстом в рабочей тетради (РТ, упр. 70).

Выполнение упр. 83. Объяснение, почему буквосочетания чк, чн — это орфограммы. (Не ставится мягкий знак после буквы мягкого согласного звука.) Составление рифмованных строчек с данными словами.

Поиск слова с буквосочетанием чн в тексте (упр. 84). Определение типа текста. (Текст «Откуда пришло слово» — это текст-рассуждение.) Вспомнить, история каких слов уже известна учащимся.

Нахождение орфограмм в словах из упр. 86. Выполняется в форме комментированного письма.

Резервное задание. Упр. 85.

Итог урока

Учитель: «Почему буквосочетания чк, чн — это орфограммы? Как пишутся слова с этими орфограммами?»

Домашнее задание

РТ, упр. 69.

Ход урока 31

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы повторим последнюю, девятую орфограмму «Правила переноса слов» и обобщим всё, что узнали о девяти правилах орфографии.

Один из учеников во 2 классе предложил в тех случаях, когда слово не умещается на строке, подклеивать страницу, а другой ученик — делить слово точно пополам и так переносить его со строки на строку: зан-оза, сор-ока. Кто из них прав? Какие правила переноса слов со строки на строку вы уже знаете?» Ответы детей уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 58).

Основной этап урока

Выполнение упр. 87 и 88 из учебника, упр. 85 и 86 из РТ в указанной последовательности.

Работа с текстом по заданиям учебника к упр. 89. Можно предложить детям придумать продолжение рассказа: «Какое получилось продолжение: грустное или весёлое? У вас получился текст-описание, текст-повествование или текст-рассуждение?»

Выборочный диктант (проводится учителем): осень, юла, сентябрь, овёс, автобус, ребус, окно, вверх (подсказать слитное написание этого слова), йогурт (подсказать, как пишется слово), йод (записать на доске), аллея. Выбрать и записать только те слова, которые нельзя переносить.

Нахождение орфограмм указанного типа в тексте (РТ, упр. 87) может быть проведено или как самостоятельная работа, или как работа в паре, или же в виде конкурса «Кто быстрее и правильнее?».

Итог урока

Учитель: «Какие правила переноса слов мы вспомнили? Назовите все девять известных вам правил орфографии, приведите примеры».

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по материалам рубрики «Проверь себя» (с. 58).

Ход урока 32

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы вспомним и обобщим всё, что узнали при изучении раздела «Язык — главный помощник в общении». Контрольная работа позволит вам определить, насколько успешно вы усвоили материал, а какие темы надо повторить и доучить».

Основной этап урока

Работа по вопросам из рубрики «Проверь себя» (с. 58) может быть проведена по-разному:

• при ответе на вопросы 1 — 2 задания не переписываются, сразу даются ответы с номером задания, например: 1. Собеседники — это люди, которые беседуют. 2. Все гласные звуки: [а, о, ы, и, у, э];

• в устной форме выполняются задания 1 — 2 (отвечают вызванные учителем школьники);

• задания 3 — 4 выполняются письменно.

Итог урока

Учитель: «Как вы считаете, какую оценку вы получите за контрольную работу? Какие задания показались вам наиболее сложными, а какие не вызвали затруднений?»

Домашнее задание

Подобрать и записать по 3 слова на каждую из 9 изученных орфограмм.

Ход урока 33

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Домашнее задание

РТ, упр. 62.