Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Слово и его значение.

Уроки 34 — 46

Ход урока 34

Актуализация темы урока

Учитель может начать урок с пантомимы: войти в класс безмолвно и жестами попробовать дать указания детям сесть, раскрыть книги, кого-то вызвать к доске с учебником и попросить прочитать заголовки на с. 59, показать на доску, где записана тема «Слово и его значение».

Вопрос учителя: «Легко ли вам было понять меня без слов?» Чтение сообщения Самоварова (с. 59).

Основной этап урока

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов (упр. 90). Рассказ сначала заслушивается устно, затем записывается.

Знакомство детей с ролью жеста в общении людей (упр. 91): знакомство с жестами племени майя. Учитель: «А мы с вами используем похожие жесты? Какие?» (Указываем пальцем на то, что хотим показать; показываем большой палец в знак одобрения чего-либо; прикладываем палец к губам, призывая к молчанию; качаем головой, выражая согласие или несогласие, и т. д.)

Расшифровка современных жестов (упр. 92), оценка уместности использования жестов, воспитание культуры поведения; знакомство с жестами приветствия (с рукопожатием, поклоном, книксеном, приподниманием шляпы, поднятием руки и т. п.).

Повторение изученных ранее орфограмм (РТ, упр. 75).

Итог урока

Учитель: «Что такое жест? Для чего люди в общении используют жесты? Чем легче пользоваться в общении, что способно более точно выразить мысль — слово или жест?»

Домашнее задание

Записать по пять слов приветствия и прощания.

Ход урока 35

Актуализация темы урока

Можно провести небольшой учебный эксперимент: предложить учащимся выразить мысль с помощью жестов так, чтобы окружающие его поняли, а затем высказать то же самое словами. Выводы детей уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 62).

Основной этап урока

Знакомство с жестами и со словами речевого этикета при приветствии у разных народов (упр. 93).

Чтение сообщения Совёнка (с. 61), наблюдение за устойчивыми оборотами, в которых словами описаны жесты, соотнесение фразеологизма и его значения (упр. 94).

Повторение основных требований к устной и письменной речи по вопросам учителя: «Как надо употреблять слова в устной речи? (Произносить отчётливо, не путать звуки, их последовательность, верно ставить ударение, верно произносить сочетания звуков.) А в письменной речи? (Писать разборчивым, красивым почерком, без орфографических ошибок.) Какие требования к речи нарушены в юмористическом стихотворении-путанице Н. Матвеевой (упр. 96)?»

Итог урока

Учитель: «Какие средства общения использовались до появления звукового языка? Какое главное средство общения используют современные люди? Назовите помощников в общении».

Домашнее задание

Упр. 95.

Ход урока 36

Актуализация темы урока

Учитель: «Мы выяснили, что в современном языке основной единицей является слово. А для чего оно используется? Как оно устроено?» Выполнение упр. 88 из РТ.

Основной этап урока

Работа с моделями слов. Учитель: «Давайте вспомним, как создать модель слова» (РТ, упр. 89). Важно обратить внимание учеников на то, что значение слова нематериально: то, что называет слово, мы представляем в нашем воображении. Ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет. Связь звуко-буквенной формы слова и его значения условна, однако значение не может существовать без своей материальной оболочки.

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами. Учитель: «Мы говорили, что сама звуковая форма слова связана с его значением чисто условно. Именно поэтому в разных языках один и тот же предмет называется с помощью разных комплексов звуков. (Если в классе изучается иностранный язык, учитель приводит примеры.) Но есть слова особые. Прочитаем о них в упр. 97». Упражнение выполняется по заданиям учебника. Кроме того, можно провести конкурс «Кто чётче и быстрее произнесёт скороговорки?».

Наблюдение за звукописью и звуковыми повторами в поэтических произведениях (упр. 98, 99).

Итог урока

Учитель: «Какие слова называют звукоподражательными? Как используется звукопись в поэтических произведениях?»

Домашнее задание

Записать в тетрадь две любые скороговорки, научиться произносить их быстро и чётко.

Ход урока 37

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросу учителя: «Мы уже знаем, что слово состоит из значения и звуковой или буквенной оболочки. Подумайте, можно ли выразить значение слова без использования его звуко-буквенной формы. А важна ли последовательность звуков и букв, или они могут стоять в любом порядке?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем выводы детей уточняются при выполнении упр. 100, где надо сравнить слово пожар и набор букв на доске, не являющийся словом. Чтение сообщения Самоварова (с. 65).

Основной этап урока

Убедиться в зависимости значения слова от его звукобуквенной формы поможет игра «Цепочки слов и рисунков» (РТ, упр. 90).

Нахождение слов, значение которых может измениться при замене одной буквы (РТ, упр. 91). Дополнительное задание: составить план текста «Сказка о Забывчивой Сове», пересказать текст по этому плану или раскрыть пункты плана письменно. Вариант задания: составить к тексту такие вопросы, чтобы при ответе получился текст- рассуждение.

Работа с упр. 101. Нахождение орфограмм и подбор проверочных слов к выделенным словам (письменно). Беседа о пожарных (устно).

Итог урока

Учитель: «Как устроено слово? Есть ли связь между значением слова и его звуко-буквенной формой?»

Домашнее задание

Придумать и записать свою цепочку слов, различающихся одной буквой.

Ход урока 38

Проверка домашнего задания

Проводится в форме игры «У кого самая длинная цепочка слов?».

Актуализация темы урока

Повторение того, что ученики знают об устройстве слова, по вопросам к упр. 102 и при чтении сообщения Совёнка (с. 67). Ответ на вопрос Самоварова (с. 67). Учитель: «Согласны ли вы с ответом Ани?»

Основной этап урока

Игра «Кто знает больше слов?» (упр. 103).

Работа с упр. 104 (выполняется устно). Важно обратить внимание учащихся на «Словарь языка Пушкина» как образец огромного словарного запаса, который может иметь человек (если словарь есть в библиотеке, показать все четыре тома). Чтение стихотворения А. Пушкина: необходимо показать значимость обращения к толковому словарю для того, чтобы узнать значение непонятных слов. Учитель может познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова».

Работа с рубрикой «Из толкового словаря» (с. 68).

Выполнение упр. 105 (предметы, изображённые на рисунке: компьютер, скейтборд, мобильный телефон, роликовые коньки). Учитель может показать такие предметы (или их изображение), называние которых вызывает у учеников затруднение (флешка, сканер, небоскрёб, доска для сёрфинга и т. п.). Важно, чтобы каждый ребёнок понял: слово называет определённое понятие, предмет или явление, и, чем больше мы узнаем новых слов, тем шире становятся наши знания об окружающем мире. Можно ввести понятие нового слова, или неологизма, которое называет недавно появившееся явление.

Итог урока

Учитель: «Для чего человек должен стремиться обогащать свой словарный запас?»

Домашнее задание

Списать текст упр. 104, подчеркнуть известные орфограммы.

Ход урока 39

Это важно!

В 3 классе наблюдения за тем, как возникает слово, проводятся только на примере слов с мотивированным значением, т. е. таких слов, современное значение которых или их этимологический анализ позволяет чётко определить, от каких слов они образованы, какие отношения между предметами или явлениями отражают.

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросам учителя: «Для чего создаются слова? А всегда ли мы можем догадаться, почему предмет назван именно этим словом, а не другим? Например, ливень и дождь, чаща и лес, росток и тополь (в каждой из названных пар одно слово — говорящее)».

Основной этап урока

Знакомство учащихся с одной из самых древних книг — Библией. Чтение отрывка о роли слова, с помощью которого Адам смог дать имена всему сущему (упр. 106).

Работа с рубрикой «Из толкового словаря» (с. 70).

Вопрос учителя: «Как же возникают слова? Нам поможет понять это Иван Иванович Самоваров». Чтение сообщения Самоварова (с. 70).

Разное видение одного и того же предмета у разных народов выявляется на примере слова подснежник (упр. 107).

Объяснение значений говорящих названий (упр. 108).

Чтение сообщения Самоварова (с. 71). Можно предложить детям самим привести примеры слов, значение которых легко объясняется: подоконник, мухоловка, дошкольник, черноголовик и т. п. При этом полезно разобрать слова по составу — тогда яснее проявляется их семантика.

Анализ текста из упр. 109. Надо показать ученикам, что для верного понимания происхождения слова нужны наблюдения, специальные знания, иначе мы можем допустить ошибку.

Упр. 110 выполняется по выбору учащегося — ребёнок или сам составляет текст-рассуждение о белых и чёрных грибах, или списывает предложения из учебника (упр. 109).

Объяснение этимологии географических названий (упр. 112) выполняется устно, с обязательной последующей беседой о происхождении местных названий городов, деревень, рек и т. п. Продолжить работу учитель может, обратившись к дополнительной литературе: Р. А. Агеева. «Происхождение имён рек и озёр»; М. Н. Мельхеев. «Географические имена. Топонимический словарь»; В. П. Нерознак. «Названия древнерусских городов»; В. А. Никонов. «Краткий топонимический словарь»; «Русская ономастика и ономастика России. Словарь» под ред. О. Н. Трубачёва; А. В. Суперанская. «Как вас зовут? Где вы живёте?».

Итог урока

Учитель: «О чём сегодня говорили на уроке? Что вы узнали? Что интересного может рассказать нам история слова?»

Домашнее задание

Упр. 111.

Ход урока 40

Актуализация темы урока

Формирование представления детей о неоднозначности соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет, начинается с вопросов учителя: «Ребята, можем ли мы утверждать, что, сколько существует в мире явлений, понятий, столько существует и слов? Могут ли один предмет, одно понятие быть названы разными словами? А одно слово может называть совершенно различные предметы? Мы должны помнить, что в мире слов существуют свои законы, на основе которых слова могут объединяться в различные группы. Вспомним, какие группы слов выделяются на основе сходства или различия их значения и звучания». Дальнейшую работу легче провести на основе таблицы из упр. 111 из РТ, графы которой учитель заполняет вместе с учащимися по мере повторения материала. Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами заканчиваются чтением сообщения Самоварова (с. 73).

Основной этап урока

Определение термина синонимы дети дают сначала самостоятельно, уточняя свои ответы при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 73).

Работа с моделями слов-синонимов позволяет наглядно представить их сущность: предмет один, а для его названия существует два слова (а может быть, и более)

(упр. 113). Выяснение различий в сфере употребления синонимов: «Можно ли в учебнике по окружающему миру, в энциклопедии встретить такие названия зверей: Патрикеевна, Косой? А где допустимо употребление этих слов?»

Подбор синонимов к данному слову (упр. 114) с определением по возможности сферы употребления каждого слова (ребёнок — современное, везде уместное; чадо — шутливое, устаревшее; ребятёнок — разговорное; малютка — разговорное; детище — шутливое; дитятко — разговорное, ласковое).

Нахождение синонимов в предложениях (упр. 116).

Распределение слов в синонимические группы (упр. 115; РТ, упр. 99) с указанием различий в оттенках значений или в сфере их употребления.

Расположение синонимов по степени нарастания признака (РТ, упр. 101).

Итог урока

Учитель: «Какие слова называются синонимами? Чем могут различаться синонимы?» Выполнение упр. 100 из РТ.

Домашнее задание

РТ, упр. 98.

Ход урока 41

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Какое определение синонимов мы знаем? Абсолютно ли одинаковы синонимы по значению? Чем они могут различаться?»

Основной этап урока

Игра «Кто больше?» (упр. 118). Можно подобрать такие синонимы: отец — папа, папуля, батя, батюшка, родитель; друг — приятель, товарищ; воин — солдат, боец, ратник (устаревшее); волшебник — чародей, кудесник. По возможности указывать или различия в значениях подобранных синонимов, или разницу в сфере их употребления.

Распределение синонимов по группам в зависимости от сферы их употребления (РТ, упр. 102).

Наблюдение за употреблением синонимов в предложениях определённой стилистической направленности (РТ, упр. 103).

Наблюдение за синонимами, выраженными словосочетаниями (РТ, упр. 104), фразеологическими оборотами

(упр. 119, 120). Составление предложений с фразеологизмами. Дополнительно учитель может поработать над этимологией фразеологического оборота. Почему, например, у фразеологизма попасть впросак возникло такое значение? Просак — так раньше называли станок для плетения верёвок. Попасть в просак было опасно для жизни, очень неприятно. Слово просак исчезло из языка вместе с исчезновением самого называемого предмета, а устойчивое словосочетание осталось.

Итог урока

Учитель: «Только ли отдельные слова могут иметь синонимы? Как могут различаться синонимы по употреблению?»

Домашнее задание

РТ, упр. 105.

Ход урока 42

Это важно!

Надо помнить, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонент значения: лежебока — труженик (отношение к труду); зима — лето (времена года). Без общего компонента значения антонимов не бывает. Сравните: горячий — невкусный и горячий — холодный, длинный — тяжёлый и тяжёлый — лёгкий.

Актуализация темы урока

Работа по заданию и вопросам учителя: «Закончите пословицы. Ученье — свет, а неученье — ... (тьма). Кто хочет много знать, тому надо ... (мало) спать. Горька работа, да хлеб ... (сладок). Сказать легко, да сделать ... (тяжело). Какие слова вы добавили? Как они называются?»

Вспомнить, что значит термин «антонимы», ученики могут или самостоятельно, или при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 76).

Основной этап урока

Анализ антонимов с использованием моделей слова (упр. 121). Важно обратить внимание детей на то, что антонимы имеют общий компонент значения.

Нахождение антонимов в пословицах (упр. 122). Целесообразно связать работу с антонимами с объяснением значения (смысла) пословиц.

Систематизация разных способов объяснения значения слова (упр. 123). К перечисленным способам можно ещё добавить иллюстративный — изображение предмета с помощью рисунка.

Отработка умения толковать слова разными способами на примере объяснения значений антонимов грустный — весёлый, трусливый — отважный.

Подбор антонимов к словам разных частей речи (упр. 124).

Игра «Волшебное превращение» (РТ, упр. 107): наблюдение за использованием антонимов в речи.

Работа по подбору антонимов и верной постановке ударения в них. Пары антонимов можно записать на доске и в тетрадях с обязательной постановкой ударения в словах: светло́ (темно́), гру́стно (ве́село), широко́ (у́зко), дала́ (взяла́), ко́нчила (начала́), ко́нчил (на́чал).

Итог урока

Учитель: «Какие слова называются антонимами? Какова роль антонимов в речи? Слова каких частей речи могут быть антонимами? Приведите примеры».

Домашнее задание

РТ, упр. 106.

Ход урока 43

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Как вы поймёте такое предложение: Корабль остановился недалеко от банки? Какую картинку здесь можно было бы нарисовать? Как вы поняли слово банка?» Учитель поясняет, что существует два разных слова: банка — сосуд и банка — подводная отмель. Учитель продолжает: «Какой словарь поможет нам узнать значение слова? Как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют разные значения?» Термин «омонимы» уточняется при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 78).

Основной этап урока

Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов (упр. 125). Важно ещё раз обратить внимание детей на то, что омонимы имеют одинаковый звуковой и буквенный состав и разные лексические значения (называют разные предметы).

Нахождение омонимов в текстах, определение их значений (упр. 126). Эта работа выполняется учащимися или самостоятельно, или, если есть такая возможность, с помощью толкового словаря.

Нахождение слов-омонимов по рисункам (РТ, упр. 109). Составление предложений с омонимами (РТ, упр. 110). Знакомство детей с новыми словами-омонимами: лайка — лайка, клуб — клуб, рейд — рейд. Если есть возможность использовать на уроке толковый словарь, ученики выясняют значения этих слов самостоятельно, если нет такой возможности, их значения поясняются учителем. Составление и запись в тетради предложений с каждым из данных омонимов.

Итог урока

Учитель: «Какие слова называются омонимами? С какими новыми словами-омонимами познакомились на уроке?»

Домашнее задание

РТ, упр. 108.

Ход урока 44

Актуализация темы урока

Определение различий между омонимами и многозначными словами по вопросам учителя: «Какие значения есть у слова кольцо? Составьте с ним несколько предложений или определите значения слова в таких предложениях: Отец подарил маме на день рождения золотое кольцо. В Золотое кольцо России входят города Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Ростов, Ярославль. Садовое кольцо в Москве — это ряд бульваров. Как видим, слово кольцо имеет несколько значений. А как все они связаны, что они имеют общего? (Во всех случаях слово кольцо называет что-то имеющее форму окружности.) Чем же многозначные слова отличаются от омонимов?» Ответы детей уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 79).

Основной этап урока

Работа с моделями многозначных слов (упр. 127). Надо добиться, чтобы ученики определили общий компонент в значениях слов молния (то, что быстро мелькает в небе, и застёжка, которая так же быстро застёгивается), колокольчик (предмет, издающий звон, и цветок в форме колокольчика). Понять отличие многозначных слов от омонимов поможет анализ моделей слов (те предметы, которые называют омонимы, при изображении не имеют ничего общего).

Чтение диалога Ани и Вани (с. 79).

Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях (РТ, упр. 113).

Определение значений многозначных слов, употреблённых в предложениях в разных значениях (упр. 129).

Самостоятельное нахождение учащимися общего компонента в значениях многозначного слова хвост с помощью рисунков: хвост — то, что расположено в конце чего-либо (упр. 128).

Итог урока

Учитель: «Какие слова называются многозначными? Чем многозначные слова отличаются от омонимов?»

Домашнее задание

РТ, упр. 112.

Ход урока 45

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Сколько предметов может называть одно слово? (Выслушиваются ответы учащихся.) Как слова могут обозначать предметы окружающего мира? Приведите примеры». Уточнение ответов учащихся при чтении сообщения Самоварова (с. 81) и работе со словарными статьями (там же).

Основной этап урока

Игра «Четвёртый лишний» (упр. 130). Важно показать, что слово с обобщающим значением к каждой данной группе слов даёт характеристику всех предметов, обозначенных словами из этой группы.

Работа с рубрикой «Из толкового словаря» (упр. 131).

Подбор обобщающего слова к каждой группе (РТ, упр. 93).

Написание сочинения по вопросам упр. 132 с предварительным подбором слов определённых тематических групп к словам с обобщающим значением: хозяйственные товары, электроприборы и т. д.

Работа с текстом упр. 133. Беседа по тексту, письменные ответы на послетекстовые вопросы, работа с орфограммами (устная или письменная).

Итог урока

Учитель: «Что нового мы узнали о словах? Как они могут различаться по способам обозначения предметов?»

Домашнее задание

РТ, упр. 92.

Ход урока 46

Это важно!

При проведении урока нужно обратить внимание учеников на то, что слова создаются для реализации разных целей: имена нарицательные, как правило, называют целый ряд похожих в чём-то предметов; кроме того, есть ещё имена нарицательные с обобщающим значением. Имена собственные создаются как названия конкретных, единичных предметов. Есть ещё слова (местоимения), которые служат для замещения в речи других слов.

Актуализация темы урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Давайте послушаем три предложения: Имя Александр Сергеевич Пушкин знают люди всего мира. Поэт родился в Москве. Он очень любил этот город. Какие слова называют одного и того же человека? (Александр Сергеевич Пушкин — поэт — он.) Какое из слов призвано называть только одного конкретного человека? (Пушкин.) Только ли одного человека можно назвать словом поэт? Каких ещё поэтов вы знаете? Для чего использовано слово он? Какое слово оно заменяет? Придумайте другие предложения, где слово он будет заменять имена существительные». (За окном тополь. Он давно сбросил листву. У меня дома живёт кот. Он очень самостоятельный.) Чтение сообщения Самоварова (с. 83).

Основной этап урока

Определение различий в значении имён собственных и нарицательных (РТ, упр. 94). При сравнении имён нарицательных и имён собственных важно показать, что слово может иметь разную степень обобщения: любое имя нарицательное называет целый ряд однородных предметов, а имя собственное — один конкретный предмет.

Наблюдение за омонимией имён собственных и имён нарицательных; выяснение, почему одни и те же слова надо писать то со строчной, то с прописной буквы; сравнение слова, называющего отдельный предмет, и слова с обобщающим значением (РТ, упр. 95).

Наблюдение за ролью местоимений в тексте. Редактирование текста: замена имён существительных местоимениями (упр. 134).

Работа с текстом по вопросам (РТ, упр. 97). Дополнительное задание: найти и выписать слова с изученными орфограммами, подобрав к ним проверочные слова, где это возможно.

Итог урока

Учитель: «В чём различие имён собственных, имён нарицательных и местоимений? Для чего используются слова каждой из этих групп?»

Домашнее задание

РТ, упр. 97, списать текст.