Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Словосочетание.

Уроки 47 — 48

Ход урока 47

Актуализация темы урока

Введение понятия словосочетания. Учитель показывает какой-либо предмет и просит сначала назвать его одним словом, а потом сказать о нём более подробно (например, карандаш — красный карандаш, мой карандаш и т. п.). Потом можно попросить детей сначала назвать их любимое занятие одним словом (например, рисовать, бегать, играть, читать), затем сказать о любимом занятии более подробно (рисовать море, рисовать людей, играть на компьютере и т. п.). Предварительный вывод по вопросу: «Когда мы называем что-либо более подробно, что мы для этого используем?» Чтение определения словосочетания (диалог Самоварова и Ани на с. 84) и вопросы к учащимся с целью проверки понимания определения: «Что такое словосочетание? Чем словосочетание отличается от слова? от предложения? Почему подлежащее и сказуемое — это не словосочетание?»

Основной этап урока

Выявление отличий словосочетания от слова (упр. 135). Можно предложить назвать ещё несколько слов и словосочетаний на основе рисунка.

Составление словосочетаний с использованием данных слов (упр. 136).

Составление словосочетаний по вопросам (упр. 137). Дополнительное задание — составить с одним словосочетанием из каждой группы предложение, записать его, подчеркнуть главные члены предложения.

Итог урока

Учитель: «Что такое словосочетание? Чем оно отличается от слова? от предложения?»

Домашнее задание

Составить и записать 10 словосочетаний со словами из орфографического словарика в конце учебника.

Ход урока 48

Актуализация темы урока

Учитель: «Задача сегодняшнего урока — научиться находить словосочетания в предложении, определять связь слов в словосочетании по вопросам от слова к слову».

Основной этап урока

Отработка умения находить словосочетания в предложении, опираясь на вопросы (РТ, упр. 115). Важно научить детей находить в предложении слова, связанные по смыслу, и логически верно ставить вопросы от слова к слову.

Нахождение словосочетаний с заданными словами в тексте (РТ, упр. 116).

Самостоятельная работа по выписыванию словосочетаний из связного текста (упр. 138).

Распространение предложений словосочетаниями (РТ, упр. 114).

Игра «Словесное рисование». На доске записан текст из нераспространённых предложений: Река замёрзла. Ребята играли, катались. Собака бегала. Наступил вечер. Детвора ушла. Учащиеся выясняют, что каждое из предложений состоит только из главных членов. Учитель: «Дополните предложения, образовав с каждым из главных членов словосочетание. Стал ли текст точнее и красивее?»

Итог урока

Учитель: «Как выделить в предложении словосочетания?»

Домашнее задание

Составить и записать два простых нераспространённых предложения, распространить их второстепенными членами, записать, выписать из предложений все словосочетания.