Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Корень.

Уроки 58 — 62

Ход урока 58

Актуализация темы урока

Работа по вопросу учителя: «Можете ли вы объяснить, почему корень слова так назван?» Заслушиваются варианты ответов детей, затем повторяется определение термина «корень слова» сначала самостоятельно, потом при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 95).

Основной этап урока

Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами (РТ, упр. 130).

Распределение слов в группы по общности корня (упр. 159). Нужно ещё раз подчеркнуть, что корень у родственных слов одинаков и по звуко-буквенной форме, и по смыслу.

Работа с текстом-сказкой по заданиям (РТ, упр. 132). Самостоятельное выполнение упр. 134 в РТ.

Итог урока

Учитель: «Какая часть слова называется корнем? Почему корень — это главная часть слова?»

Домашнее задание

РТ, упр. 136.

Ход урока 59

Актуализация темы урока

Введение понятия о чередовании согласных в корне слова при чтении диалога Ани и Вани и сообщения Самоварова (с. 96). Чередования согласных в корнях слов обязательно записываются на доске: г — ж, х — ш, ц — ч.

Акцентирование внимания на общности значения однокоренных слов по вопросу учителя: «Мы узнали, что некоторые согласные в корне слова иногда могут чередоваться. А могут ли однокоренные слова различаться по значению? Как вы думаете, родственными ли являются слова водный и водитель?» Выслушиваются ответы детей, делается вывод, что однокоренные слова обязательно должны быть близки по значению.

Основной этап урока

Поиск однокоренных слов в тексте (упр. 160). После пересказа текста по данному плану выписываются однокоренные слова к слову снег и начинается наблюдение за историческими фонетическими чередованиями гласных в корне слова. В родственных словах к слову снег обязательно выделяется корень. При этом может понадобиться помощь учителя, так как корень этих слов имеет расхождение в звуко-буквенном составе. При ответе на вопрос: «Правильно ли мы выделили корень в словах?» — можно повторно обратиться к сообщению Самоварова (с. 96) и к записи чередующихся согласных на доске.

Формирование умения выделять корни, в которых имеется чередование согласных звуков (упр. 161). После выполнения этого упражнения на доску записывается ещё одно чередование: д — ж.

Работа с омонимичными корнями (упр. 131) проводится в форме игры «Найди лишнее» и позволяет обратить внимание детей на то, что корни в родственных словах не только одинаково пишутся, но и обязательно имеют одно и то же значение.

Закрепление навыка различать корни-омонимы на примере упр. 133 из РТ.

Поиск однокоренных слов в тексте (упр. 163). Дополнительное задание — составление устного текста- рассуждения с доказательством того, что текст упр. 163 представляет собой сказку.

Итог урока

Учитель: «Какая часть слова называется корнем? Какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова? Всегда ли слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, являются родственными? Докажите».

Домашнее задание

Упр. 162.

Ход урока 60

Актуализация темы урока

Формирование представления о единообразном написании корня по вопросам учителя: «Мы узнали, что некоторые согласные в корне слова могут чередоваться. Назовите эти чередования. Но в остальных случаях корень слова пишется всегда одинаково. Приведите примеры родственных слов, в которых корень произносится с разными гласными или согласными звуками, но пишется одинаково (леса — лес, гриб — грибы). Вспомните, как надо проверять безударные гласные в корне слова, парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». (Выслушиваются ответы учащихся.)

Основной этап урока

Отработка умения выделять корень в родственных словах (упр. 164). Выделение корня в именах собственных из сказки Дж. Родари требует внимания: должен быть выделен корень Чиполл-, в русском варианте — лук- или луч-. Нужно обратить внимание на чередование к — ч.

Нахождение однокоренных слов в юмористическом стихотворении В. Берестова (упр. 166). Работа с многозначным словом петух.

Работа с текстом (упр. 167). Поиск родственных слов целесообразно связать с наблюдением за единообразным написанием гласных в корнях слов. Учащимся следует предложить определить связь содержания пословицы с текстом задания.

Повторение орфограмм корня (РТ, упр. 138, 139).

Итог урока

Учитель: «Одинаковыми или разными буквами обозначаются безударные и ударные гласные звуки в корнях родственных слов? Докажите на примерах».

Домашнее задание

Упр. 165.

Ход урока 61

Актуализация темы урока

Правила выбора верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов учащиеся определяют при разрешении проблемной ситуации: «Один мой знакомый никак не мог решить такой вопрос. Строчку из произведения К. Чуковского он записал так: Ох, нелёгкая это работа — из болота тощить бегемота. Слово тощить он проверил словом то́щий, но никак не мог представить себе тощего бегемота. А вы сможете помочь моему знакомому?» Выслушиваются ответы учащихся, делается вывод о том, что однокоренные слова (проверяемое и проверочное) обязательно должны быть связаны между собой по смыслу.

Основной этап урока

Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов на материале упр. 170; РТ, упр. 135.

Работу с орфограммой «Безударные гласные в корне слова» (упр. 168) можно провести или по заданиям к упражнению, или в форме самодиктанта. Учащиеся читают текст, запоминают его, записывают, диктуя сами себе и отмечая безударные гласные в корнях слов.

Определение вида орфограммы (РТ, упр. 140, 141). Учащимся предлагается просмотреть тексты упражнений и ответить, какая орфограмма должна отрабатываться на этом материале. Затем упражнения выполняются по заданиям РТ.

Итог урока

Учитель: «Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково? Как надо проверять безударные гласные и парные по звонкости-глухости согласные в корне слова?»

Домашнее задание.

Упр. 169.

Ход урока 62

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Какие ещё орфограммы можно встретить в корне слова? Выслушиваются ответы учащихся. Определите, какую орфограмму мы будем сегодня повторять, просмотрев задание к упражнению 173».

Основной этап урока

Выполнение упр. 173 должно начаться с повторения алгоритма проверки непроизносимых согласных. Задание выполняется в форме комментированного письма с подбором и записью проверочных слов.

Различение орфограмм парных согласных и непроизносимых согласных (РТ, упр. 142).

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных словосочетаний; определение типа и проверка повторяемой орфограммы (упр. 172).

Работа со словами с непроизносимыми согласными (упр. 173).

Работа с текстом по заданиям (РТ, упр. 144). Важно, чтобы учащиеся определили тип всех орфограмм на месте пропущенных букв.

Создание гнёзд родственных слов с рисованием дерева по заданиям упр. 174.

Итог урока

Объясните, почему корень слова изображён на рисунке к упр. 174 в виде корня дерева. Как вы это понимаете?

Домашнее задание

Упр. 171.