Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Приставка.

Уроки 63 — 65

Ход урока 63

Актуализация темы урока

Работа по заданиям и вопросам учителя: «Дополните предложения глаголами, запишите их на доске: Мы ... (написали) диктант грамотно. Ученик ... (списал) контрольную работу. Директор ... (подписал) приказ. Домашнее задание было ... (записано) в дневник. Чем различаются эти глаголы? Как называется эта часть слова? Для чего она служит?» Определение приставки уточняется при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 103).

Основной этап урока

После устного дополнения текста (упр. 175) учащиеся находят приставки в однокоренных словах с корнем -лет-, определяют их значения (приставка вы- показывает, что действие ориентировано на движение наружу, приставка пере- указывает на движение через какую-то

преграду, приставка у- — на удаление от чего-либо). Обязательно надо предложить детям привести свои примеры с теми же приставками в тех же значениях, подчеркнуть, что в разных словах приставка сохраняет своё значение (выходить, вылетать, выбегать; перепрыгнуть, переходить, переплывать; убегать, улетать, уходить и др.).

Определение значения приставки при- при сравнении значения глаголов движения (упр. 176), приставки за- (упр. 177).

Образование слов с данными приставками, наблюдение за значениями приставок (упр. 178; РТ, упр. 145).

Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками, составление словосочетаний (упр. 180). Поскольку в данных словосочетаниях часто бывают допущены ошибки, учащимся следует предложить составить и записать предложения с этими словосочетаниями, составить с ними вопросы (устно), употребить в диалоге (устно).

Итог урока

Учитель: «Что такое приставка? Какое значение она может привносить в слово?»

Домашнее задание

Упр. 179.

Ход урока 64

Актуализация темы урока

Работа по вопросу учителя: «Какая орфограмма в словах отъехал, въехал?» Ответы детей уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 105).

Основной этап урока

Закрепление умения правильно писать слова с орфограммой «Разделительный ъ» при выполнении упр. 181. При этом обязательно ещё раз уточняется, в какой части слова и перед какими буквами пишется разделительный ъ.

Определение различий в употреблении разделительных ъ и ь (упр. 182, 183).

Отгадывание загадки Совёнка (c. 106).

Самостоятельная работа с тестами (РТ, упр. 147 — 149). Свои ответы дети проверяют по РТ и сами оценивают свои знания.

Резервное задание. Упр. 184.

Итог урока

Учитель: «Какую орфограмму мы сегодня вспомнили? Помогает ли знание состава слова верно употребить разделительный ъ

Домашнее задание

Упр. 185 или записать пять слов с разделительным ъ, выделить в каждом из них корень и приставку.

Ход урока 65

Актуализация темы урока

Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов, по вопросу учителя: «Прочитайте словосочетания на доске: написать на доске, влететь в окно. Как определить, где приставка, а где предлог?» (Между предлогом и словом можно вставить другое слово: за кухонной дверью, за стеклянной дверью, в наше окно, в открытое окно.) Ответы учащихся уточняются при чтении подсказки Совёнка (с. 107).

Основной этап урока

Отработка навыка различения приставки и предлога (упр. 186) выполняется письменно по образцу (РТ, упр. 146).

Восстановление рассыпавшихся предложений (упр. 187) с выделением приставок в словах (выполняется письменно).

Уточнение сведений, что предлог может быть употреблён только с именем существительным (или с местоимением), при выполнении упр. 190.

Резервное задание. Упр. 189.

Итог урока

Учитель: «Как различить приставку и предлог? С какими частями речи может быть употреблён предлог?»

Домашнее задание

Упр. 188.