Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Как разобрать имя существительное.

Уроки 106 — 109

Ход урока 106

Актуализация темы урока

Работа по заданиям и вопросам учителя: «Прочитайте записанное на доске предложение: Пословица недаром молвится. Найдите имя существительное. Что вы можете о нём сказать?» Дети самостоятельно или с помощью наводящих вопросов определяют, что слово пословица — имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, женского рода, единственного числа, стоит в именительном падеже. Учитель: «Прочитайте сообщение Самоварова (с. 42) и определите, что мы ещё не указали при разборе слова пословица. (Не указали начальную форму имени существительного.) Разбирать имя существительное как часть речи нужно будет именно в таком порядке».

Основной этап урока

Помощь Ане в устном разборе имени существительного (около) школы (с. 42).

Наблюдение за порядком оформления письменного разбора (ответ Вани на с. 42).

Устный и письменный разбор имён существительных из данных предложений (упр. 75).

Игра «Самый внимательный». Исправление ошибок, допущенных при разборе имён существительных (упр. 76).

Наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифмы (упр. 77).

Работа с текстом К. Паустовского по заданиям рабочей тетради (РТ, упр. 81). Составление плана текста и его устный пересказ по составленному плану. Письменный разбор любых четырёх имён существительных из текста.

Итог урока

Учитель: «Как надо делать разбор имени существительного как части речи?»

Домашнее задание

РТ, упр. 82; разбор двух имён существительных из текста (РТ, упр. 81).

Ход урока 107

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы вспомним всё, что узнали об имени существительном, и понаблюдаем за употреблением имён существительных в разных текстах: научных, разговорных, художественных».

Основной этап урока

Письменные ответы на вопросы к тексту (упр. 78) с устным указанием падежей имён существительных. Дополнительное задание: определить, какой это текст — научный или художественный.

Запись по памяти стихотворного текста, выписывание словосочетаний с выделенными именами существительными, определение их падежа. Дополнительное задание: разобрать устно или письменно любое выделенное существительное (упр. 80).

Составление текста об имени существительном по заданиям упр. 81.

Итог урока

Учитель: «Что нового об имени существительном мы узнали в 3 классе?»

Домашнее задание

Упр. 79. Подготовиться к проверочной работе по материалам раздела «Проверь себя» (с. 46).

Ход урока 108

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы повторим всё, что узнали об имени существительном в 3 классе, и проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал».

Основной этап урока

Письменное выполнение заданий из рубрики «Проверь себя» (с. 46). Сами формулировки заданий списывать не нужно.

Домашнее задание

РТ, упр. 83.

Ход урока 109

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы проведём коллективную работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. А те учащиеся, которые не допустили ошибок в контрольной работе, получат индивидуальное задание по карточкам».

Основной этап урока

Изменение имени существительного. Учитель: «Попробуйте изменить имя существительное сестра по числам, падежам и родам. Что не получилось? Какой делаем вывод?» (Имена существительные изменяются по числам и падежам, но не изменяются по родам.)

Командная игра «Выбери своё слово». Даны слова: перо, тигрица, поле, суслик, осёл, село, пшеница, олень, каникулы, медведь, колесо, рыбка, задание, темница, морковь, товарищ, сливки, брюки. Каждая из трёх команд выбирает и выписывает из данных слов имена существительные только одного рода: первая команда — женского рода, вторая команда — мужского рода, третья команда — среднего рода; существительные, не имеющие рода, выписывать нельзя.

Задание: образовать от существительных мужского рода медведь, телефонист, учитель, волк, кот однокоренные имена существительные женского рода, выделить окончания во всех словах.

Задание: поставить данные имена существительные в форму единственного числа, определить род каждого существительного: тапки (тапка), тапочки (тапочка), туфли (туфля), фамилии (фамилия), имена (имя), лагеря (лагерь).

Задание: выписать из словарика в конце учебника три одушевлённых и три неодушевлённых имени существительных.

Задание: придумать и записать предложения со словами орёл — Орёл, пушок — Пушок.

Распределительный диктант: лещ, уж, мышь, вещь, нож, шалаш, плащ, тушь, плюш, дочь, речь, меч, брошь, мяч, ложь, печь. Записать данные имена существительные в два столбика: в один столбик — существительные с мягким знаком на конце, в другой — существительные без мягкого знака.

Задание: записать предложение Правда дороже золота. Сделать устный и письменный разбор всех имён существительных в нём.

Карточки с индивидуальным заданием

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, где это необходимо, и раскрывая скобки. Каждое из выделенных имён существительных разберите как часть речи.

Карточка 1

Утром перед Новым годом мальчик (С, с)аша проснулся очень рано. Он х..тел полож..ть (под)ёлку п..дарки для св..его младшего бр..тишки (А, а)лёши, для мамы, бабушки и отца. Для брата (С, с)аша приготовил резиновый мяч.. . Для папы — меч.. из пластилина. Маме (С, с)аша заранее нар..совал к..ртинку. На ней был изображён шалаш.. в лесу около реч..ки (Я, я)узы. А бабушке мальчик сделал из картона красивую коробоч..ку.

Карточка 2

Было раннее утро. Я с..дел дома на даче в д..ревне (М, м)алиновка и пил чай. Вдруг (из)сада раздался визг. Я вышел и увидел маленького щенка. Он сидел под кустом с..рени, мокрый и несчас..ный. Я взял щенка (на)руки, принёс в комнату и нап..ил мол..ком. Щенок ок..зался очень весёлым и ласковым. Мама разрешила оставить щенка. Мы назвали его (Д, д)жеком. (Д, д)жек — мой настоящий товарищ.. . Каждую ноч.. он ст..рожит дом, а днём ходит со мной в лес и (на)реч..ку.

Домашнее задание

Списать любую пословицу из задания 5 (рубрика «Проверь себя», с. 46), выписать из неё имена существительные и сделать их письменный разбор.