Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Глагол как часть речи.

Уроки 113 — 115

Ход урока 113

Актуализация темы урока

Актуализация знаний учеников о глаголе как части речи на основе работы с упр. 91: «Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные слова и укажите, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, к какой части речи относятся». Самостоятельные ответы детей на вопросы (после текста) уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 52).

Основной этап урока

Наблюдение над текстом с пропуском глаголов, дополнение его глаголами из слов для выбора (выполняется письменно) помогают убедиться в необходимости использования глаголов в речи (упр. 92).

Выполнение упр. 94 позволяет показать необходимость использования глаголов в речи. Работу с этим упражнением можно провести в виде конкурса рассказчиков, предложив детям (по желанию) красочно оформить свои короткие рассказы к следующему уроку.

Наблюдение над разнообразием значений глаголов. Распределение глаголов по группам (упр. 93).

Определение признаков глагола как части речи — выбор верных ответов в упр. 89 из РТ.

Итог урока

Учитель: «Что такое глагол?»

Домашнее задание

Выписать из орфографического словарика в конце учебника восемь глаголов.

Ход урока 114

Актуализация темы урока

Работа над значением и грамматическими свойствами глагола. Для того чтобы противопоставить бытовое и грамматическое понимание значения слова действие, учитель ставит проблемный вопрос: «Что обозначают все глаголы? (Действия.) А разве слова спать, бездельничать, лениться обозначают действия?» (Да, потому что эти слова отвечают на вопрос что делать?)

Основной этап урока

Лексическая работа с глаголами по учебнику: объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов (упр. 95); подбор антонимов к данным глаголам (упр. 96); замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами (упр. 98).

Игра «Кто больше?» (упр. 97). Могут быть предложены для выбора такие слова:

мурлычет, гонится, дразнит, взъерошится, ластиться, ласкается, лает, мяукает, тявкает, воет, умывается, машет (хвостом), плавает, отряхивается (от воды), лакает, грызёт.

Выписывание глаголов из ряда однородных слов (РТ, упр. 91): «Как вы определили, что это глаголы?» (По вопросам.)

Различение глаголов и омонимичных им слов других частей речи (упр. 99). Частеречную принадлежность выделенных слов-омонимов учащиеся должны определять на основе значения слов и вопросов к ним.

Итог урока

Учитель: «На основе чего мы находим глагол в речи?»

Домашнее задание

РТ, упр. 90.

Ход урока 115

Актуализация темы урока

Синтаксическую функцию глагола дети определяют путём учебного эксперимента по заданиям учителя: «По каким признакам мы находим глагол в речи? (Значение действия, вопрос.) Есть и ещё один признак, часто свойственный глаголам. Это роль глагола в предложении. Давайте прочитаем предложения из упр. 101 и определим, каким членом является глагол в каждом из предложений». Вывод делается учащимися самостоятельно, а затем уточняется при чтении сообщения Совёнка (с. 56).

Основной этап урока

Выполнение упр. 102. Важно обратить внимание на синтаксическую функцию глаголов. После прочтения текста из данного упражнения работа с ним может быть выполнена или в форме самостоятельного списывания, или в виде объяснительного письма.

Составление рассказов по рисункам и опорным словам с выделением главных членов предложения (упр. 103). Наблюдение за ролью глаголов в прозаическом тексте.

Продолжение начатых наблюдений на материале поэтических текстов (упр. 104). Особое внимание уделить работе с олицетворением и сравнением.

Знакомство детей с этимологией термина глагол: «Сейчас слово глагол употребляется главным образом при изучении языка и обозначает одну из частей речи. А раньше это слово имело другое значение». Чтение сообщения Совёнка (с. 56). Выполнение упр. 100.

Резервное задание. Записать предложения, найти и подчеркнуть в них главные члены, объяснить орфограммы: На всякого Егорку живёт поговорка. Слово горы ворочает (подсказать окончание глагола). Пустая бочка пуще гремит.

Итог урока

Учитель: «Какова роль глаголов в речи? Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Как вы думаете, почему раньше слова глагол и слово были синонимами?»

Домашнее задание

РТ, упр. 92.