Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017
Поурочные разработки
Глаголы настоящего времени.
Урок 118
Ход урока
Это важно!
В 3 классе учащиеся не знакомятся с категорией лица глагола, поэтому изменять глагол в настоящем (а затем и в будущем) времени они могут только по образцу и по вопросам. Спряжение глаголов также не изучается. Ударные окончания дети легко напишут сами, правописание безударных личных окончаний глаголов учитель подсказывает.
Актуализация темы урока
Работа по вопросам учителя: «Что я делаю сейчас? (Учитель производит какие-либо действия: пишет, садится, поднимает руку, крутит головой и т. п., а учащиеся называют действия учителя глаголами.) А что вы делаете сейчас? А что сейчас делают люди на улице? Когда происходят все эти действия? Глаголы в форме какого времени эти действия называют?» Чтение сообщения Самоварова на с. 63 (без примеров).
Основной этап урока
Необходимо уточнить знания учащихся о том, когда происходит действие, обозначаемое глаголами в настоящем времени (не сегодня вообще, а именно в настоящий момент). Учитель предлагает определить время глагола в предложении Сегодня я рано проснулся. «Ставим вопрос к глаголу: (что сделал?) проснулся. По вопросу определяем время данного глагола — глагол проснулся употреблён в форме прошедшего времени». Выполнение упр. 96 из РТ.
Наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени: чтение примеров Самоварова на с. 63 учебника. Здесь важно обратить внимание на вопросы, которые приводятся в сообщении Самоварова. Надо предложить детям устно изменить по этим же вопросам другие глаголы (желательно с ударными окончаниями): спешу, гляжу, молчу.
Образование форм глагола в настоящем времени по образцу (РТ, упр. 97). Обязательно выделить окончания глаголов.
Наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени (упр. 114). Термин «лицо глагола» не вводится. Выделение окончаний глаголов.
Изменение глаголов в настоящем времени при работе в паре (РТ, упр. 98).
Выяснение того, все ли глаголы могут употребляться в настоящем времени (упр. 113). Нельзя употребить в настоящем времени глаголы прибежать, приехать (форма прибегаю образована от глагола прибегать).
Чтение сообщения Самоварова на с. 63 — 64.
Нахождение глаголов настоящего времени в стихотворном тексте (упр. 117). Обязательна работа с рубрикой «Из толкового словаря» (с. 65). Надо вспомнить, какой словарь называют толковым, спросить у детей, помог ли им словарь понять значения слов из стихотворения А. Пушкина.
Исправление ошибок, допущенных при употреблении глаголов в речи (РТ, упр. 102).
Резервные задания. Упр. 116; РТ, упр. 100.
Итог урока
Учитель: «Что обозначает глагол в настоящем времени? Какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени?»
Домашнее задание
Упр. 115.