Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017
Поурочные разработки
Глаголы прошедшего времени.
Урок 119
Ход урока
Актуализация темы урока
Изучение глаголов прошедшего времени начинается с создания проблемной ситуации: «Если вам надо рассказать о том, что вы сейчас делаете на уроке, глаголы в каком времени вы будете использовать? (В настоящем времени.) Если вам надо рассказать о том, чем вы занимались во 2 классе, глаголы в каком времени вы будете использовать?» (В прошедшем времени.) Чтение сообщения Самоварова (с. 66). «Есть ли у глаголов в прошедшем времени какая-нибудь особенность? О какой их особенности говорил Самоваров? (Обратиться повторно к высказыванию Самоварова на с. 66.) Приведите примеры глаголов прошедшего времени, найдите в них суффикс -л-». (Если учащиеся приведут пример глагола без суффикса -л- типа принёс, вёз и др., учитель должен сказать, что такие глаголы в прошедшем времени есть, но их мало.)
Основной этап урока
Уточнение понятия «прошедшее время» при выборе верного ответа Ани или Вани (РТ, упр. 103).
Работа с текстом об А. Пушкине с предварительным прогнозированием форм времени глаголов: «Как вы думаете, глаголы в каком времени могут быть использованы в тексте о детстве и юности А. Пушкина?» Чтение текста из упр. 118, работа по заданиям, выписывание глаголов.
Поиск глаголов в прошедшем времени в загадках (упр. 119).
Работа с орфоэпическим словариком (с. 138 — 139): найти и выписать глаголы прошедшего времени, поставить в них ударение, составить с пятью глаголами предложения и записать их (учащиеся находят глаголы кашлянул, начал, начала, начали, начался, облегчил, понял, поняла, поняли, углубил).
Проблемное задание: «Прочитайте предложения на доске: Сегодня я рисую картинку для братишки. Сегодня я рисовал картинку для малыша. Найдите глаголы в данных предложениях, определите их время, найдите и объясните известные орфограммы». Важно, чтобы дети определяли время глагола по форме самого глагола, а не по наречиям или существительным со значением времени (сегодня, вечером, через два дня и т. д.). «Какая особенность есть у глаголов прошедшего времени?» (Суффикс -л-.)
Образование форм глаголов в прошедшем времени по образцу, выделение суффикса -л- (упр. 120).
Распределение слов по частям речи (упр. 121). Обязательно следует отметить, какие слова должны войти и в группу глаголов, и в группу имён существительных, объяснить почему (покрывало, мыло, пила).
Изменение текста, связанное с изменением временной формы глаголов в нём (упр. 122).
Итог урока
Учитель: «Какие действия называют глаголы в прошедшем времени? На какие вопросы они отвечают? Какой суффикс есть у глаголов в прошедшем времени?»
Домашнее задание
РТ, упр. 104 или найти в орфографическом словарике (с. 136 — 137) три глагола, выписать их, поставить в прошедшее время и записать. Составить с этими глаголами предложения.