Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Глаголы будущего времени.

Уроки 120 — 122

Ход урока 120

Это важно!

В 3 классе учащиеся не знакомятся ни с изменением глаголов в будущем времени по лицам, ни со спряжением глаголов. Внимание школьников акцентируется на значении глаголов в будущем времени и на разных способах образования форм будущего времени в зависимости от вида глагола. Понятие вида также не вводится, лишь предлагается различать глаголы по вопросам что делать? и что сделать?

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Вспомните, какие три времени есть у глагола. Какое время мы ещё не изучили? Какие действия могут называть глаголы в будущем времени? Когда эти действия происходят?» Вероятнее всего, дети ответят: «В будущем». На данном этапе уточнять ответы детей не надо. «Сегодня мы понаблюдаем, как образуются формы глаголов будущего времени».

Основной этап урока

Игра «Машина времени» (упр. 123). Текст с изменением временного плана составляется детьми и произносится устно, записывать переделанный текст не надо, поскольку в нём будет много глаголов с безударными окончаниями.

Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида организуется по заданию учителя: «Измените предложения, употребив глаголы в будущем времени: Я читал. Я прочитал. Я писал. Я написал. (Важно, чтобы формы глаголов были образованы верно: читалбуду читать, прочиталпрочитаю и т. д.) Попробуйте догадаться, от каких глаголов форма будущего времени образуется с помощью вспомогательного глагола буду. На какие вопросы отвечают эти глаголы?» Вывод учащихся уточняется при чтении сообщения Самоварова (с. 69).

Выполнение упр. 108 из РТ.

Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам (упр. 124 и РТ, упр. 107) проводится коллективно с комментированной записью. Обратить внимание, что безударные окончания глаголов в будущем времени — это орфограмма, которая будет изучаться позднее, в 4 классе.

Поиск глаголов в будущем времени в пословицах (упр. 125).

Итог урока

Учитель: «Что обозначают глаголы в будущем времени? От каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного глагола буду

Домашнее задание

Упр. 105 из РТ.

Ход урока 121

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Согласитесь ли вы с тем, что если в предложении речь идёт о событиях сегодняшнего дня, то глаголы употребляются только в настоящем времени? Определите время глаголов в предложениях: Сегодня я пойду с мамой в цирк. Сегодня я буду смотреть по телевизору интересный фильм. Подумайте, как точнее сказать, какое действие называет глагол в будущем времени». Дети пробуют ответить самостоятельно, затем выбирают ответ из группы предложенных (РТ, упр. 106).

Основной этап урока

Дополнение текста подходящими по смыслу глаголами (упр. 126). Задание может быть выполнено учениками или самостоятельно с последующей проверкой, или в форме комментированного письма.

Составление предложений из предложенных слов с обозначением орфограмм (упр. 127).

Выполнение упражнений, ориентированных на формирование умения ставить глагол в форму будущего времени (упр. 128), игра «Машина времени». При выполнении упр. 128 надо обратить внимание детей на то, что, кроме глаголов, придётся изменить и другие слова, обозначающие время действия (вчераскоро, завтра, в воскресенье и т. п., сегоднязавтра, потом, в понедельник и т. д.).

Повторение знаний о временах глагола на основе упр. 109 из РТ.

Итог урока

Учитель: «Когда происходят действия, названные глаголами в будущем времени?» (После момента речи.)

Домашнее задание

Выписать из орфоэпического словарика (с. 138 — 139) глаголы в будущем времени, составить с ними пять предложений и записать.

Ход урока 122

Актуализация темы урока

Систематизация знаний учащихся об изменении глаголов по временам начинается с работы по заданию учителя: «Дополните предложения, употребив глагол путешествовать в нужной форме. Определите, в каком времени вы его употребили: В прошлом году мы с родителями ... по Волге. Каждое лето мы с друзьями ... по родному краю. В следующие каникулы я ... по Уралу. Какие слова в предложении подсказали вам, в каком времени должен стоять глагол?»

Основной этап урока

Определение времени глаголов в стихотворении-путанице (упр. 130).

Дописывание предложений с определением времени глаголов (РТ, упр. 110).

Исправление письма Вани с изменением формы глаголов: поставить глаголы в форму прошедшего времени (РТ, упр. 111).

Нахождение глаголов в скороговорках, определение времени глаголов (РТ, упр. 101).

Итог урока

Учитель: «Что мы узнали об изменении глаголов по временам?»

Домашнее задание

Упр. 129.