Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017
Поурочные разработки
Изменение глаголов по числам.
Уроки 126 — 128
Ход урока 126
Актуализация темы урока
Создание проблемной ситуации: «Сегодня мы будем говорить об изменении глаголов по числам. Вспомните, как изменяются по числам имена существительные. Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? (Один предмет или много предметов.) А что могут обозначать глаголы в единственном и во множественном числе? Согласитесь ли вы с тем, что глаголы во множественном числе называют действия, которые длятся долго, а глаголы в единственном числе — действия, которые происходят быстро?» Учащиеся сначала пытаются сделать вывод о грамматическом значении глаголов в единственном и во множественном числе самостоятельно, затем читают рубрику «Узелки на память» (с. 77).
Основной этап урока
Выполнение упр. 141.
Определение числа и времени глаголов в предложениях (упр. 142). Обратить внимание на то, что безударные окончания глаголов — это орфограмма.
Изменение предложений в связи с изменением формы
глаголов (упр. 143). Чтение сообщения Совёнка (с. 76). Важно обратить внимание учащихся на связь значения числа имени существительного и глагола.
Определение числа и времени глаголов и повторение изученных ранее орфограмм (РТ, упр. 116). Это упражнение может быть выполнено и в форме самостоятельной работы: дети вписывают в слова пропущенные буквы, обводят нужные буквы в скобках и определяют время и число данных глаголов.
Итог урока
Учитель: «Как глаголы изменяются по числам? Что обозначают глаголы в единственном числе? во множественном числе?»
Домашнее задание
РТ, упр. 117.
Ход урока 127
Актуализация темы урока
Создание проблемной ситуации: «Как вы думаете, может подлежащее, выраженное существительным, стоять в единственном числе, а глагол-сказуемое — во множественном? Попробуйте привести такие примеры». Учащиеся должны прийти к выводу, что имя существительное и глагол, называющий действие лица или предмета, обозначенного этим существительным, обязательно употребляются в одном числе.
Основной этап урока
Наблюдение над связью в числе подлежащего и сказуемого, над изменением других слов в предложении при изменении числа существительного-подлежащего. Переделанный текст (упр. 145) записывается.
Комментированное списывание текста с грамматическим заданием, ответы на послетекстовые вопросы (упр. 144). Учащиеся должны определить тип текста (научный), доказать своё утверждение.
Трансформация текста в связи с изменением числа глаголов (РТ, упр. 119).
Итог урока
Учитель: «От чего зависит число глагола-сказуемого в предложении?»
Домашнее задание
РТ, упр. 118.
Ход урока 128
Актуализация темы урока
Определение связи между подлежащим и сказуемым в предложении по заданию учителя: «Подумайте, должны ли совпадать значения числа подлежащего и сказуемого. Приведите примеры».
Основной этап урока
Изложение по тексту из упр. 146. Грамматическое задание после написания изложения: подчеркнуть в тексте глаголы, указать их время, число и, если возможно, род. Устный рассказ о современной и старинной школе.
Устное составление рассказов по рисункам (упр. 147). Несколько рассказов учащихся заслушивается. Можно записать лучший из прослушанных рассказов, или же каждый из учащихся пишет своё мини-сочинение по одному из рисунков.
Итог урока
Учитель: «Что вы можете сказать о числе глагола-сказуемого и подлежащего, выраженного именем существительным?»
Домашнее задание
Упр. 148.