Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Не с глаголами.

Уроки 132 — 134

Ход урока 132

Актуализация темы урока

Выявление значения частицы не при выполнении упр. 158 и чтении сообщения Самоварова (с. 88). Ответы на вопросы учителя: «Для чего употребляется частица не? Как она пишется с глаголами?»

Основной этап урока

Наблюдение за ролью частицы не в пословицах (упр. 159) и загадках (упр. 160).

Анализ употребления частицы не с глаголами в тексте (упр. 162). Работа с орфограммами, разбор существительных и глаголов по вопросам к упражнению.

Исправление ошибок в написании частицы не (упр. 161).

Конкурс «Кто больше?». Учащимся предлагается вспомнить пословицы, содержащие частицу не. Пословицы записываются на доске и в тетрадях.

Итог урока

Учитель: «Для чего употребляется частица не? Как она пишется с глаголами?»

Домашнее задание

РТ, упр. 129.

Ход урока 133

Актуализация темы урока

Наблюдение за значением частицы не по заданиям учителя: «Частица не — маленькое слово, но его роль в предложении, в тексте очень велика. Попробуйте доказать, что эта частица может резко изменить смысл высказывания». Учащиеся приводят примеры предложений без частицы не и с этой частицей и приходят к выводу, что частица не, употреблённая перед глаголом-сказуемым, меняет смысл предложения на прямо противоположный.

Основной этап урока

Выполнение упр. 163. После того как текст озаглавлен и внесены исправления в употребление частицы не, текст записывается, глаголы разбираются письменно с указанием времени, числа и рода (если он есть).

Работа с текстом упр. 130 из РТ. Объясняются пропущенные орфограммы с подбором (устным) проверочных слов. Письменные ответы на вопросы к тексту (РТ, упр. 130). Устная беседа о правилах поведения на реке во время ледохода с обязательным использованием в ответах глаголов с частицей не. Дополнительное задание: подчеркнуть главные члены в последнем предложении, объяснить знаки препинания. Выписать три любых глагола и разобрать их как часть речи.

Итог урока

Учитель: «О какой частице мы говорили на уроке? Можно ли говорить, что написание частицы не с глаголами — это орфограмма?»

Домашнее задание

Записать три предложения о том, чего нельзя делать на уроке, используя частицу не с глаголами.

Ход урока 134

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы повторим правило написания частицы не с глаголами и вспомним всё, что узнали о глаголе».

Основной этап урока

Составление правил поведения ученика на уроке (упр. 164). Предложенные учащимися правила могут носить и юмористический характер, однако в тетради записать надо только серьёзные.

Запись по памяти рифмовки Н. Бетеньковой (упр. 165). Отмечаются примеры употребления частицы не с глаголами. Дополнительно можно предложить выписать из текста по группам: четыре имени существительных, пять глаголов, два предлога, один союз. Вопрос учителя: «Слов какой части речи нет в этом тексте?» (Имён прилагательных.)

Исправление содержания текста путём добавления частицы не там, где это необходимо (упр. 166). Текст исправляется и записывается самостоятельно. Дополнительное задание: найти в тексте два имени прилагательных, личные местоимения (я, на неё). Разобрать как часть речи имя существительное к парте.

Итог урока

Учитель: «Какую орфограмму повторили на уроке?»

Домашнее задание

Найти в словарике антонимов (с. 141) четыре глагола, составить с ними предложения с частицей не.