Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Имя прилагательное как часть речи.

Уроки 139 — 141

Ход урока 139

Актуализация темы урока

Актуализация знаний учащихся об основных признаках имени прилагательного как части речи проводится при выборе правильного определения (РТ, упр. 133). Ответ уточняется при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 97). Важно, чтобы учащиеся обращали внимание и на значение имени прилагательного, и на вопрос к нему.

Основной этап урока

Определение роли прилагательных в речи: «Важно ли указывать признаки предмета? Можно ли по признакам угадать, о каком предмете идёт речь?» Выполнение упр. 172.

Игра «Кто больше?» (РТ, упр. 134): ученики описывают названные в упражнении предметы.

Конкретизация и расширение понятия «признак предмета» начинается с чтения диалога Совёнка и Ани (с. 97), затем выполняется упр. 173 (задание: распределить имена прилагательные в группы по значению).

В другом упражнении (упр. 174) игра «Кто больше?» помогает обогатить лексический запас детей словами со значением признака. Надо добиться, чтобы ученики привели в качестве примеров редко употребляемые ими имена прилагательные. Например, прилагательные со значением цвета — лазоревый, васильковый, алый, тёмно-красный, зеленоватый, снежно-белый; со значением вкуса — горько-солёный, пресный, острый, кисло-сладкий; со значением времени — вчерашний, прошлогодний, завтрашний; со значением звучания — звонкий, пронзительный.

Развитие логического мышления учащихся при выполнении задания повышенной сложности (упр. 175). Лишними в своих группах оказываются слова отважный, красный, каменный, хороший.

В упр. 176 должны быть выделены группы имён прилагательных со следующими значениями: цвет, вкус, время.

Определение роли имён прилагательных в речи, работа по вопросу Совёнка (с. 99).

Составление предложений по рисунку (упр. 178).

Редактирование описания Незнайки (упр. 177): только имена прилагательные помогают представить всю нелепость одеяния героя Н. Носова.

Исключение из текста всех имён прилагательных (упр. 179): данный приём позволяет убедиться в необходимости использования имён прилагательных в текстах-описаниях.

Итог урока

Учитель: «Какая часть речи называется именем прилагательным? Какие признаки предмета могут называть имена прилагательные? Для чего употребляются имена прилагательные в речи? В текстах какого типа они чаще всего встречаются?»

Домашнее задание

РТ, упр. 135.

Ход урока 140

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Имена прилагательные, как мы уже выяснили, делают речь более точной и выразительной. В русском языке есть множество языковых средств, чтобы сделать нашу речь ещё богаче и выразительнее. Над ними мы сегодня и поработаем».

Основной этап урока

Определение типа текстов, в которых наиболее часто используются имена прилагательные (этот вывод может быть сделан учащимися самостоятельно на основе выполненных ранее упражнений, а также упр. 180).

Определение оттенков значения, которые привносят в имена прилагательные суффиксы субъективной оценки: уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные, суффиксы со значением неполного признака (упр. 183, 184).

Работа с прилагательными-антонимами (упр. 185, 186 и 188).

Наблюдение над эпитетами (без введения термина), употреблёнными русскими поэтами и писателями. Составление предложений с ними (упр. 181).

Подбор синонимов к именам прилагательным (упр. 189).

Распределение имён прилагательных по синонимическим группам (упр. 190).

Резервное задание. РТ, упр. 138.

Образование имён прилагательных от существительных с помощью данных суффиксов (РТ, упр. 137). Важно, чтобы дети запомнили данные суффиксы, поняли, в чём заключается сложность их написания (произношение и написание суффиксов не совпадают: заводской — [завацко́й'], туристский — [тур'и́сск'ий'], торфяной — [тарф'ино́й']), усвоили, что это орфограммы, с которыми им предстоит познакомиться позже.

Итог урока

Учитель: «Прочитайте сообщение Самоварова на с. 101 учебника. Согласны ли вы с ним? О каких средствах создания образности и выразительности с помощью имён прилагательных мы сегодня говорили? Какие суффиксы используются в именах прилагательных? Какие оттенки значения они могут придавать словам? Приведите примеры прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов».

Домашнее задание

Упр. 182.

Ход урока 141

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Сегодня мы будем наблюдать, как используются имена прилагательные в текстах, и учиться составлять свои тексты».

Основной этап урока

Работа с текстом по заданиям учебника (упр. 187).

Составление рассказа на заданную тему по образцу (упр. 187), послетекстовое задание.

Наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён существительных на основе работы с текстом (упр. 191) по заданиям учебника.

Итог урока

Учитель: «Для чего используются в речи имена прилагательные? От слов какой части речи чаще всего зависят имена прилагательные?»

Домашнее задание

Выписать из словарика синонимов и словарика антонимов (с. 140 — 142) имена прилагательные, составить и записать с ними пять предложений.