Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Уроки 142 — 151

Ход урока 142

Актуализация темы урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Объясните, что обозначают глаголы прилагать, прилагаться в русском языке, например в предложениях: Я получила письмо. К нему прилагалась фотография. К заявлению прилагались нужные документы. Связано ли название части речи «имя прилагательное« с глаголом прилагать? Этот же вопрос ставит и Аня (с. 108)». Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа (упр. 192). Вывод о том, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного, дети сначала пробуют сделать сами.

Основной этап урока

Создание проблемной ситуации: «Как вы думаете, что происходит с именем прилагательным, когда оно согласуется с именами существительными разных родов?» (Имя прилагательное изменяется по родам.) Вывод уточняется при чтении сообщения Самоварова (с. 108).

Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное (РТ, упр. 136). Найденные словосочетания надо выписать, указав вопрос, на который отвечает имя прилагательное в каждом словосочетании, и обозначив окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Составление словосочетаний из имён существительных и прилагательных и наблюдение за согласованием имён прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разного рода. Учащиеся стараются сами сформулировать, почему у имён прилагательных разные окончания (упр. 193, 194), и приходят к выводу, что имена прилагательные имеют разные окончания, так как относятся к существительным разного рода.

Этот вывод подтверждается при чтении сообщения Самоварова (с. 109).

Постановка имён прилагательных в нужную форму (упр. 195). Учащиеся находят, от какого существительного зависит имя прилагательное, определяют род имени существительного, ставят вопрос к прилагательному.

Итог урока

Учитель: «С какой частью речи согласуется в словосочетании или в предложении имя прилагательное?»

Домашнее задание

Выписать из орфографического словарика (с. 136 — 137) четыре имени прилагательных, составить и записать словосочетания с ними.

Ход урока 143

Актуализация темы урока

Работа по заданиям учителя: «Мы выяснили на прошлом уроке, что имена прилагательные изменяются по родам. Сегодня мы потренируемся определять род имени прилагательного».

Основной этап урока

Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний, состоящих из имён существительных и прилагательных (упр. 196). Эта работа чрезвычайно важна для верной постановки вопроса к имени прилагательному. Вопрос должен ставиться не произвольно, а только от имени существительного к зависящему от него имени прилагательному. Сначала определяется род имени существительного, а затем имени прилагательного.

Подбор имени существительного по форме имени прилагательного, которое должно относиться к существительному (упр. 197).

Игра «Кто быстрее?». Учитель называет имена прилагательные определённого рода, чётко произнося окончания; школьники называют имена существительные (обязательно несколько), с которыми данные имена прилагательные могут сочетаться: красивая ..., душистое ..., румяное ..., длинная ..., точный ..., любознательный ... . Самые удачные словосочетания записываются на доске и в тетрадях.

Итог урока

Учитель: «Что мы узнали об изменении имён прилагательных? Как определить род имени прилагательного?»

Домашнее задание

Выписать четыре имени прилагательных из словарика антонимов (с. 141), составить с ними словосочетания с именами существительными, указать род имён прилагательных.

Ход урока 144

Актуализация темы урока

Проведение учебного лингвистического эксперимента. На доске записаны словосочетания: новый компьютер — новые компьютеры; толстая тетрадь — толстые тетради, красивое здание — красивые здания. Учитель: «Догадайтесь, как ещё могут изменяться имена прилагательные, кроме изменения по родам. От чего зависит число имени прилагательного?» Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 110).

Основной этап урока

Наблюдение за изменением имён прилагательных по числам. Учитель: «Составьте и запишите словосочетания по рисункам к упр. 198. Сравните имена прилагательные в парах: кленовый — кленовые, сосновая — сосновые, весёлый — весёлые, пушистый — пушистые».

Выписывание словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных из упр. 199 с обязательным указанием вопроса, на который отвечает имя прилагательное, определением его рода и числа (после определения рода и числа имени существительного). Запись стихотворного отрывка по памяти можно считать факультативным заданием.

Редактирование текста (упр. 201). Над именами существительными, от которых зависят имена прилагательные, ставится крестик.

Игра «Добавь словечко». Один из учащихся называет имя существительное, другой добавляет к нему имя прилагательное, указывая его род и число.

Итог урока

Учитель: «Как определяется род и число имени прилагательного?»

Домашнее задание

Упр. 200.

Ход урока 145

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Всегда ли можно определить род имени прилагательного?» Учащиеся делают попытку найти верный ответ, анализируя словосочетания имён существительных и прилагательных из упр. 202. Важно подчеркнуть, что имя существительное всегда сохраняет свой род — и в единственном, и во множественном числе (кроме слов типа каникулы, сливки). Прилагательное же собственного рода не имеет, и во множественном числе прилагательное с одним и тем же окончанием может сочетаться с существительными разных родов (зелёные листья, лист — существительное мужского рода; зелёные травы, трава — существительное женского рода; зелёные поля, поле — существительное среднего рода). Чтение сообщения Самоварова (с. 113).

Основной этап урока

Изменение имён прилагательных по числам в словосочетаниях (упр. 203, 204). Важно подчеркнуть, что имена прилагательные изменяются по числам только после изменения числа имени существительного.

Составление словосочетаний, определение числа и, где возможно, рода имён прилагательных (РТ, упр. 139).

Итог урока

Учитель: «Всегда ли у имени прилагательного можно определить род? число? Как определяется род и число имени прилагательного?»

Домашнее задание

Из орфографического словарика (с. 136 — 137) выписать десять имён существительных с удвоенными согласными,

составить с ними словосочетания, добавив имена прилагательные, указать число и род прилагательных.

Ход урока 146

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации об изменении имён прилагательных по падежам: «Вы уже знаете, что имя прилагательное потому так и называется, что оно как бы прикладывается, прилагается к имени существительному и заимствует его грамматические свойства. А какие грамматические значения есть у имени прилагательного? Какой вопрос у вас возникает? Тот же вопрос возник и у Ани (с. 114)». К выводу о том, что имя прилагательное согласуется с именем существительным ещё и в падеже, дети должны прийти самостоятельно на основе наблюдения (упр. 205). Вывод учащихся подтверждается чтением диалога Вани и Самоварова (с. 114).

Основной этап урока

Составление памятки о порядке действий при определении падежа имени прилагательного можно осуществить при коллективной работе детей или же на материале упр. 207.

Отработка навыка определения падежа на материале упр. 206. Падеж имён прилагательных определяется устно, с объяснением, составлением текста-рассуждения. Дополнительное задание к упражнению: вспомнить стихотворения А. Пушкина о природе. Два-три предложения с именами прилагательными записать с указанием рода, числа и падежа имён прилагательных.

Самостоятельное письменное выполнение упр. 140 из РТ.

Итог урока

Учитель: «Какие действия надо выполнить, чтобы определить падеж имени прилагательного?»

Домашнее задание

Упр. 208.

Ход урока 147

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Послушайте такие словосочетания: в зимнем лесу, любоваться зимним лесом. Как звучат окончания имён прилагательных? (Одинаково.) А как их верно написать?» Наблюдение за безударными окончаниями имён прилагательных единственного числа можно провести в форме игры «Исследователь». Учитель: «Окончания имён прилагательных имеют много интересных особенностей. Сравните окончания прилагательных в словосочетаниях, которые приводит Аня на с. 117. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать? Проверьте, совпадают ли ваши выводы с выводами Самоварова (с. 117). Можно ли считать, что безударные окончания имён прилагательных — это орфограмма?»

Основной этап урока

Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных проводится при анализе примеров Самоварова (с. 117) и при выполнении упр. 211. Учитель: «Определите, какие буквы гласных звуков в окончаниях прилагательных нуждаются в проверке. Догадайтесь, какую букву согласного звука и в какой форме имени прилагательного проверить нельзя, а можно только запомнить». Выводы детей уточняются при чтении диалога Вани и Самоварова (с. 118).

Склонение имён прилагательных (женского, мужского и среднего рода) с выделением окончаний (упр. 213) лучше сделать на доске, для этого можно вызвать трёх учащихся.

Дописывание безударных окончаний имён прилагательных в словосочетаниях. Составление по опорным словосочетаниям небольшого рассказа (упр. 212).

Определение падежа и окончаний имён прилагательных по окончанию вопросов к нему (РТ, упр. 141).

Составление текста-описания по вопросам (упр. 210) или списывание текста о незабудке. Следует отметить метафору (тычинки — солнце, голубые лепестки — небо, незабудка — Вселенная).

Итог урока

Учитель: «Что мы узнали о падежных окончаниях имён прилагательных в единственном числе? Какие окончания могут быть у имени прилагательного в начальной форме?»

Домашнее задание

РТ, упр. 142.

Ход урока 148

Актуализация темы урока

Ответ на проблемный вопрос: «Мы уже выяснили, что и имена существительные, и имена прилагательные могут склоняться. Подумайте, одинаково ли изменяются имена существительные и имена прилагательные». Учащиеся отмечают, что существительные и прилагательные могут изменяться по числам и падежам. Прилагательные изменяются также по родам, а существительные нет. Учитель: «Сегодня мы уточним, как следует определять род, число и падеж имени прилагательного».

Основной этап урока

Чтение алгоритма «Шаги к умению» (с. 119).

Закрепление изученного алгоритма на примере упр. 214. С каждым словосочетанием проводится следующая работа: при списывании словосочетания надо поставить вопрос от имени существительного к прилагательному, выделить окончание вопроса и окончание имени прилагательного, затем по шагам алгоритма определить род, число и падеж имени прилагательного и записать.

Списывание текста из упр. 215.

Составление словосочетаний по рисунку (РТ, упр. 143). После составления словосочетаний можно предложить учащимся составить небольшой рассказ. При наличии времени рассказ можно записать.

Резервное задание. РТ, упр. 145.

Итог урока

Учитель: «Как мы определим падеж имени прилагательного? А его окончание?»

Домашнее задание

РТ, упр. 144.

Ход урока 149

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Что нового мы узнали в 3 классе об именах прилагательных? Как они могут изменяться? Как определить род, число и падеж имени прилагательного? А как вы думаете, при каком условии можно употребить имя прилагательное не в том роде, в каком требуется по нормам русского языка? (Если человек не знает рода имени существительного, к которому относится прилагательное.) Подберите прилагательное к слову мозоль. Какое словосочетание у вас должно получиться? (Больная мозоль, старая мозоль.) Сегодня мы познакомимся с правилами и порядком разбора имени прилагательного как части речи».

Основной этап урока

Формирование умения верно употреблять в речи словосочетания некоторых имён существительных, проблемных с точки зрения определения их рода, и имён прилагательных (упр. 216). Словосочетания записываются обязательно с указанием вопроса, на который отвечает имя прилагательное, с объяснением выбора окончания каждого прилагательного. Устно или письменно с каждым из словосочетаний надо составить предложение.

Образование имён прилагательных от имён существительных с помощью данных суффиксов и составление с получившимися словами предложений (упр. 217).

Чтение сообщения Самоварова об устном и письменном порядке разбора имени прилагательного (с. 120). Обратить внимание учащихся на принятые сокращения!

Проверка правильности разбора имён прилагательных (упр. 218). Надо найти две ошибки: алые (блёстки) — имя прилагательное стоит во множественном числе, поэтому род у него определить нельзя; серебряным (озером) — имя прилагательное не в мужском, а в среднем роде.

Составление рассказа по заданиям упр. 219.

Итог урока

Учитель: «Как разобрать имя прилагательное как часть речи?»

Домашнее задание

Выписать из орфоэпического словарика (с. 139) имена существительные, составить словосочетания, подобрав к ним имена прилагательные. Прилагательные разобрать как часть речи.

Ход урока 150

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы будем работать с текстом, посвящённым истории одной буквы русского алфавита. А ещё закрепим разбор изученных частей речи: имени существительного, глагола и имени прилагательного».

Основной этап урока

Работа с текстом «История твёрдого знака» по заданиям учебника (упр. 220). Дополнительное задание к упражнению: выписать три-четыре словосочетания: а) имён существительных с именами прилагательными; б) глаголов с именами существительными. Разобрать как часть речи (по выбору учащихся) одно существительное, одно прилагательное, один глагол.

Резервное задание. Выборочный диктант: зелёный, зеленеть, зелень, сирень, сиреневый, белый, побелка, близкий, близость, весенний, весна, далеко, далёкий, заузить, узкий, рыба, рыбий, чаща, частый, окрестность, окрестный. Записать только имена прилагательные, объяснить свой выбор. Объяснить, какие орфограммы есть в выписанных словах. Устно составить с двумя именами прилагательными предложения. Указать род и число каждого имени прилагательного.

Резервное задание. Подобрать к именам существительным холод, синева, веселье, дружба однокоренные имена прилагательные и глаголы. Составить предложения с одной из групп однокоренных слов и разобрать каждое слово в группе как часть речи.

Итог урока

Учитель: «Что интересного вы узнали об истории твёрдого знака? О каких частях речи мы говорили сегодня? Каков порядок разбора каждой из этих частей речи?»

Домашнее задание

РТ, упр. 146, 147.

Ход урока 151

Актуализация темы урока

Учитель: «Отгадайте, какую часть речи мы сегодня будем повторять: зависит от имени существительного, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменяется по числам, родам и падежам. Какой признак имени прилагательного здесь не назван?» (Обозначает признак предмета.)

Основной этап урока

Игра «Лото» (упр. 222). Выполняется при работе в паре. Образованные словосочетания записываются в тетрадь, с тремя из них надо составить предложения и записать, подчеркнув главные члены предложения.

Выписывание словосочетаний «существительное плюс прилагательное» из упр. 223.

Работа с текстом (упр. 221) по заданиям учебника.

Итог урока

Учитель: «Что нового мы узнали в 3 классе об именах прилагательных? С какой орфограммой познакомились?»

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» (с. 125).

Ход урока 152

Актуализация темы урока

Прогнозирование целей контрольной работы. Учитель: «Вы готовились к контрольной работе по заданиям учебника. Подумайте, какие цели должны быть достигнуты при её выполнении». (Систематизировать, обобщить полученные знания об имени прилагательном; проверить уровень усвоения знаний по теме «Имя прилагательное»; определить, какие темы нуждаются в повторении; развивать речь при изложении текста с грамматическим заданием.)

Основной этап урока

Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» (с. 125) может быть проведена по-разному.

1-й способ. В форме письменной контрольной работы (сами формулировки заданий и вопросов не переписываются).

2-й способ. В устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием.

Летнее утро

Яркое солнце поднималось над рекой. Серебряная роса засверкала на траве. Тёплый ветерок начал сгонять лёгкий туман. От ветерка синие колокольчики закачались, зазвенели. Засвистела на ветвях в золотом свете иволга. Пролетела какая-то ранняя птичка. Закуковала в лесу кукушка. Всё вокруг проснулось, улыбнулось солнцу.

Задание к диктанту также имеет варианты: первый вариант — выписать из первого и второго предложений имена прилагательные, сделать разбор каждого из них как части речи; второй вариант — выписать из третьего и четвёртого предложений имена прилагательные, сделать разбор каждого из них как части речи.

Итог урока

Учитель: «Как вы сами оцениваете свою контрольную работу?»

Домашнее задание

Подумать, какие ошибки допущены в контрольной работе. В случае необходимости посмотреть словарь и правила в учебнике.

Ход урока 153

Актуализация темы урока

Ответ на проблемный вопрос учителя: «Объясните, почему после каждой контрольной работы мы выполняем работу над ошибками. Надо ли это делать?»

Основной этап урока

Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1-е задание. Ответить на вопрос: «Можем ли мы заранее определить род и число имён прилагательных, которые будут согласовываться со следующими именами существительными: у моря, без друзей, за окном, у подруги?» Составить словосочетания, определить число и, где возможно, род имён существительных.

2-е задание. Записать предложения, дополнить их именами прилагательными, объяснить выбор окончания каждого имени прилагательного.

Я купил игрушку брату. На улице построили дом.

3-е задание. Составить словосочетания с каждым из данных имён прилагательных так, чтобы оно было употреблено в разных родах, в разном числе.

Холодный, красивый, яркий, интересный, грустный.

4-е задание. Записать пословицы, объяснить орфограммы; найти в пословицах имена прилагательные, устно разобрать каждое прилагательное как часть речи.

Осанка львиная, да ум куриный. Молоденький умок что весенний ледок. Старый дуб не скоро сломится. Добрая семья прибавит ума. Согласного стада и волк не берёт. Тихий воз будет на горе.

Итог урока

Учитель: «Помогла ли вам сегодняшняя работа над ошибками? Какие пробелы в своих знаниях вы ликвидировали?»

Домашнее задание

Сделать работу над ошибками своей собственной работы.