Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Повторение.

Уроки 154 — 160

Целевые установки уроков

Личностные:

• иметь представление о языке как главном средстве человеческого общения;

• уметь сотрудничать с ровесниками и взрослыми;

• иметь положительную мотивацию к дальнейшему изучению русского языка;

• уметь определять свои успехи в освоении русского языка;

• понимать роль правильной устной и письменной речи в определении общей культуры человека и общества.

Метапредметные:

• ориентироваться в навигационной системе учебника;

• понимать схемы разного типа, уметь их читать;

• формировать потребность обращения к справочной литературе по русскому языку;

• применять полученные знания по русскому языку на практике;

• уметь сравнивать, обобщать, проводить учебный эксперимент.

Предметные:

• систематизировать знания по всем разделам русского языка, изученным в 3 классе;

• закрепить навык нахождения в тексте изученных орфограмм;

• повторить алгоритм проверки изученных орфограмм;

• анализировать и составлять собственные тексты разных типов;

• понимать цели речевого общения, знать правила речевого общения.

Ход урока 154

Актуализация темы урока

Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала, понять необходимость повторения позволяет работа с пословицей Повторение — мать учения. Пословица записывается на доске, анализируется её содержание.

Основной этап урока

Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи: слова, предложения, текста (упр. 224).

Повторение типов предложений по цели высказывания и интонации (РТ, упр. 148, задания 2 и 3).

Повторение главных членов предложения, однородных членов предложения. Записать скороговорки, найти в каждой из них подлежащее и сказуемое.

Шла Саша по шоссе и сосала сушки. Водовоз вёз воду из водопровода. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Учитель: «Есть ли в этих предложениях однородные члены? Какие?»

Работа над основными особенностями текста и предложения: отличие текста от предложения; тема и главная мысль текста; заглавие текста (упр. 225).

Итог урока

Учитель: «Какие основные единицы языка и речи вы знаете? Что такое слово? предложение? текст? Для чего они служат?»

Домашнее задание

РТ, упр. 148, задание 1. Выписать первое предложение, разобрать в нём все существительные, прилагательные и глаголы как части речи.

Ход урока 155

Актуализация темы урока

Учитель: «Вспомните, какая единица языка служит для называния предметов, лиц, действий, состояний, признаков и вообще всего, что существует в природе. (Слово.) А что создают люди с помощью слов, если хотят выразить определённую мысль? (Предложение и текст.) Сегодня мы вспомним то, что знаем об основной единице языка — слове, повторим сведения о тексте и предложении».

Основной этап урока

Систематизация знаний детей о значении слова, сопоставление слов с конкретным предметным значением и обобщающим значением (упр. 226). Дополнительное задание к упр. 226: составить предложения с несколькими подобранными словами, разобрать каждое слово по составу.

Знания о том, какие группы могут образовывать слова на основе сходства или различий их значений и звучания, можно повторить в ходе игры «Как называется?». Учитель читает группы слов, а ученики определяют, что это за группы слов: синонимы, антонимы или омонимы.

1. Грустный, печальный, унылый, тоскливый. 2. Врач, доктор, лекарь. 3. Банка (сосуд) — банка (морская отмель). 4. Лук (растение) — лук (вид оружия). 5. Юноша — старик. 6. Бой, битва, схватка, сражение, побоище. 7. Ясный — пасмурный. 8. Сухой — мокрый. 9. Лайка (порода собак) — лайка (мягкая кожа для изготовления различных изделий).

Работа по вопросу учителя: «Как слова употребляются в речи?» Анализ диалога из упр. 227. Определение основных особенностей диалога и способа его ведения по вопросам и заданиям учителя: «Что такое диалог? Чем диалог отличается от спора? Подберите и запишите слова и словосочетания, которые характеризуют манеру общения с собеседником». (Спокойно, доброжелательно, внимательно слушать, точно выражать свою мысль.)

Работа с текстом С. Образцова (упр. 228). Дополнительные задания: озаглавить текст, определить его тему и главную мысль, составить план текста.

1. Любить — это значит жалеть.

2. Слова не должны расходиться с делом.

3. Человек без друзей что дерево без корней.

Устно пересказать текст по составленному плану.

Итог урока

Учитель: «Какие единицы языка повторили на уроке? Какие орфограммы вспомнили? Запомнилась ли вам главная мысль прочитанного текста С. Образцова?»

Домашнее задание

Выписать из упр. 228 по одному существительному, прилагательному и глаголу и разобрать их как части речи.

Ход урока 156

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы продолжим повторять всё, что знаем о тексте. Какие особенности текста мы ещё не повторили?» (Тексты бывают научными и художественными; различают тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения; тексты состоят из вступления, главной части и заключения.)

Основной этап урока

Типы текстов по сфере употребления: научные и художественные — на примере работы с текстами упр. 229 (устно) и 230 (письменно). Следует отметить, что текст Дж. Родари точнее можно назвать не научным, а научно-популярным, потому что в нём есть фразы, приближенные к разговорной речи (как бы не так). На примере этого текста надо вспомнить структуру текста: вступление (Почему на Луне есть пятна?), основная часть (всё остальное, кроме последнего предложения), заключение (последнее предложение). Тексты о частях речи, которые будут составлять учащиеся, должны быть чисто научными.

Работа с текстом упр. 231 по заданиям учебника.

Итог урока

Учитель: «Какие сведения о тексте мы повторили?»

Домашнее задание

Списать второй абзац упр. 231, подчеркнуть главные члены предложения.

Ход урока 157

Актуализация темы урока

Повторение знаний учащихся о составе слова: «Вспомните, из каких частей состоит слово. Что такое корень? приставка? суффикс? окончание? основа слова? Для чего надо знать состав слова? (Чтобы лучше понимать значение слова, уметь верно записать слово.) Докажите, что знание состава слова, умение подбирать родственные слова помогают верно определить и проверить орфограммы в слове».

Основной этап урока

Разбор по составу слов, диктуемых учителем, с записью их на доске и в тетрадях: подоконник, пригородный, самокат, теплоход, ёлочка.

ImageImage

Составление графической схемы записанных слов. Подбор и запись других слов, образованных по данным схемам.

Нахождение орфограмм в тексте (упр. 232). Дополнительные вопросы: к какой речи следует отнести этот текст? (К художественной.) К какому типу? (Повествование.) Подобрать и записать по два своих примера на каждую из названных орфограмм.

Итог урока

Учитель: «Из каких частей состоит слово? Какие орфограммы повторили на уроке?»

Домашнее задание

Найти в упр. 232 два сложных слова, выписать их, разобрать по составу и как части речи.

Ход урока 158

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Слово можно анализировать по-разному. Например, слово радостный. Мы можем сделать его звуко-буквенный анализ. Что при этом надо будет указать? Можно разобрать слово с точки зрения его значения. Как вы объясните, что значит радость? Какие синонимы, антонимы укажете к слову? Можно проанализировать это же слово как часть речи. Какие тогда необходимо будет указать сведения? Это же слово может являться и членом предложения: В нашу жизнь вместе с надеждой приходит радость».

Основной этап урока

Звуко-буквенный анализ выделенных слов из упр. 233. Слова выписываются, и анализ делается письменно. Затем списывается весь текст, выполняются остальные задания к упражнению.

Выполнение упр. 234 и 235 (письменно).

Итог урока

Учитель: «Как по-разному мы можем разобрать слово?»

Домашнее задание

РТ, упр. 150.

Ход урока 159

Актуализация темы урока

Систематизация знаний детей о частях речи может быть проведена в форме игры «Угадай-ка!»: «Определите, о какой части речи говорится: слова этой части речи отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов, изменяются по родам и числам. (Прилагательные.) Слова этой части речи относятся к одному из трёх родов, но по родам не изменяются, а изменяются по числам и падежам? (Существительные.) Какие признаки этой части речи не названы?» Составление учениками своей загадки о глаголе.

Основной этап урока

Работа по заданию учителя: «Запишите предложение, разберите все слова в нём как части речи: На берёзовых ветках появились зелёные листочки». Такая же работа со словами из предложения В дальних краях ремесло кормит проводится письменно в паре с последующей проверкой. Дополнительное задание: найти в записанных предложениях орфограммы, объяснить их; подчеркнуть в предложениях главные члены.

Определение частей речи по их признакам (РТ, упр. 152).

Чтение текста Д. Фонвизина (упр. 236). Беседа по вопросам после текста. Составление устного текста-рассуждения.

Работа с текстом «И всё-таки она хорошая!» (упр. 237) по заданиям учебника.

Итог урока

Учитель: «Какие части речи вы знаете? По каким признакам они выделяются? Какие орфографические правила вы знаете со 2 класса? Какие новые правила мы узнали в 3 классе?»

Домашнее задание

Упр. 151.

Ход урока 160

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы проведём конкурс и определим самого грамотного ученика нашего класса».

Основной этап урока

Конкурс «Грамотей» на основе задания к упр. 239 может быть проведён по-разному. Можно предложить детям самостоятельно прочитать текст и указать количество ошибок. (В тексте допущено двадцать семь ошибок.) Предварительным победителем конкурса считается ученик, который нашёл хотя бы двадцать три — двадцать пять ошибок. Затем учащиеся самостоятельно записывают текст с необходимыми исправлениями. Учитель может собрать работы и объявить победителя после их проверки.

После того как ученики выполнят задание к упр. 239, можно организовать коллективную работу по объяснению допущенных ошибок. Затем школьники исправляют те ошибки, которые они не обнаружили в тексте, считают их количество. Выигрывает и получает медаль «Грамотей» тот, кто исправил все ошибки в тексте.

Выяснение результатов оценки детьми упражнений из РТ: сколько заданий оценено как интересные и отмечено

соответствующим значком? Какие задания показались скучными и почему? Учитель объясняет детям пользу всех упражнений, даже тех, которые не понравились.

Резервное задание. Игра «Секретное задание» (упр. 238).

Беседа на тему «Что нового я узнал о русском языке в 3 классе». Составление устного текста-рассуждения «Что было для меня самым интересным на уроках русского языка».

Уроки 161 — 170 (резервные)

Задачи и содержание этих уроков определяются самим учителем в зависимости от специфики класса.

Состав учебно-методического комплекта «Русский язык» для 3-го класса

УМК для второго класса включает следующие издания:

Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 — 4 классы: учеб. пособие для обще- образоват. организаций / [Л. Ф. Климанова и др.]. — М.: Просвещение, 2014.

Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина]. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. Ф. Кли- манова,Т. В. Бабушкина]. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Тесты. 3 класс. Учеб. пособие для обще- образоват. организаций. / [С. Ю. Михайлова]. - М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Тетрадь учебных достижений. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / [С. Ю. Михайлова]. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / [С. Ю. Михайлова]. — М.: Просвещение, 2017.

Рабочий словарик. 3 класс. Учеб. пособие для общеоб- разоват. организаций. / [А. А. Бондаренко]. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — М.: Просвещение, 2017.

Содержание

От авторов

Концептуальные основы курса «Русский язык» и их реализация в учебнике для 3 класса

Особенности содержания учебника «Русский язык. 3 класс»

Календарно-тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 3 класс»

Планируемые результаты по итогам обучения

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Система языка

Фонетика, графика, орфография

Лексика

Состав слова (морфемика)

Морфология

Синтаксис

Поурочные разработки

Раздел «Мир общения. Повторяем — узнаём новое».

Уроки 1 — 16

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Собеседники. Диалог. Уроки 1 — 4

Культура устной и письменной речи. Уроки 5 — 7

Текст. Уроки 8 — 14

Раздел «Язык — главный помощник в общении».

Уроки 17 — 56

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Звуки и буквы. Уроки 18 — 19

Слог, ударение. Уроки 20 — 21

Девять правил орфографии. Уроки 22 — 33

Слово и его значение. Уроки 34 — 46

Словосочетание. Уроки 47 — 48

Предложение. Урок 49

Главные члены предложения. Уроки 50 — 52

Предложения с однородными членами. Уроки 53 — 54

Раздел «Состав слова». Уроки 57 — 74

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Повторение значимых частей слова. Урок 57

Корень. Уроки 58 — 62

Приставка. Уроки 63 — 65

Суффикс. Уроки 66 — 67

Окончание. Уроки 68 — 69

Как образуются слова. Уроки 70 — 72

Раздел «Части речи». Уроки 75 — 153

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Систематизация знаний по разделу «Части речи».

Уроки 75 — 79

Имя существительное. Уроки 80 — 109

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Повторяем, что знаем. Уроки 80 — 82

Число имени существительного. Уроки 83 — 86

Род имён существительных. Уроки 87 — 90

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. Уроки 91 — 93

Изменение имён существительных по падежам (склонение). Уроки 94 — 105

Именительный падеж. Урок 96

Родительный падеж. Уроки 97 — 98

Дательный падеж. Урок 99

Винительный падеж. Урок 100

Творительный падеж. Уроки 101 — 102

Предложный падеж. Урок 103

Изменение имён существительных по падежам (склонение). Уроки 104 — 105

Как разобрать имя существительное. Уроки 106 — 107

Местоимение. Уроки 110 — 112

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Глагол. Уроки 113 — 138

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Глагол как часть речи. Уроки 113 — 115

Изменение глаголов по временам. Уроки 116 — 117

Глаголы настоящего времени. Урок 118

Глаголы прошедшего времени. Урок 119

Глаголы будущего времени. Уроки 120 — 122

Неопределённая форма глагола. Уроки 123 — 125

Изменение глаголов по числам. Уроки 126 — 128

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Уроки 129 — 131

Не с глаголами. Уроки 132 — 134

Разбор глагола как части речи. Уроки 135 — 136

Имя прилагательное. Уроки 139 — 153

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Имя прилагательное как часть речи. Уроки 139 — 141

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Уроки 142 — 151

Повторение. Уроки 154 — 160

Целевые установки уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Уроки 161 — 170 (резервные)

Состав учебно-методического комплекта «Русский язык» для 3-го класса