Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015

Предисловие

Книга является методическим пособием к школьному учебнику, созданному коллективом авторов под научной редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской и доктора филологических наук П. А. Леканта. Адресованный учащимся 8 классов, он является частью предметной линии учебников для 5 — 9 классов, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, и с 1995 г. используются в школах России. Многолетний опыт работы по данным учебникам показал эффективность предложенной авторами системы обучения. Напомним, что за создание комплекта учебно-методических пособий для 5 — 9 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык в современной школе» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования.

Настоящее методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику русского языка для 8 класса. Цель переработки заключалась в дальнейшем развитии заложенных в авторскую концепцию идей, обеспечивающих на современном этапе развития школьного образования реализацию основных положений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Отметим, что в основу методической системы УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, в связи с чем уже первые издания учебников отличались усилением коммуникативного аспекта в изучении предмета. По замыслу авторов, цель курса русского языка состоит в усвоении системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, а также в совершенствовании на этой основе важнейших видов речевой деятельности: осознанного, беглого и выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания чужой речи (в частности, учебной информации); свободного и правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения.

Реализуя основные цели обучения русскому языку в школе, авторский коллектив включает уже в первые издания учебников необходимое и достаточное содержание, обеспечивающее формирование всех видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Теоретической основой формирования коммуникативной компетенции являются понятия текста, стилей речи и функционально-смысловых типов речи. В переработанной авторской программе (Дрофа, 2012) умения связной речи не только отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности, но и максимально приближены к основным результатам обучения, характеризующим тот или иной этап обучения.

Так, в 8 классе вычленяются следующие коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения.

Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.

Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

Таким образом, для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности (чтением, аудированием, анализом устного и письменного высказывания, воспроизведением текста, созданием собственного высказывания и его совершенствованием). При переработке учебников большое внимание было уделено усовершенствованию упражнений, обеспечивающих формирование указанных умений.

Каждый речевой блок, представленный в учебниках данной предметной линии, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в системе упражнений, включённых в каждый параграф по речеведению.

Во всех пяти учебниках этой линии предусмотрена специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, нацеленные на проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных текстов разных стилей и жанров. При этом учащимся систематически предлагаются задания, связанные с наблюдением, изучением, анализом изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

Предметные результаты обучения также представлены в программе по классам и распределены по основным разделам курса: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

• по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

• по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

• по морфологии: распознавать изученные в 5 — 7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

• по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5 — 7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

• по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

• по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

При этом в учебниках использованы оптимальные способы формирования важнейших умений и навыков по предмету. Один из таких способов — опора на обобщающие понятия и соответствующие им ключевые умения.

Деятельностный аспект предъявления теоретического материала выражается и в том, что в учебниках определения и правила в основном представлены в виде образцов рассуждений и адаптированных лингвистических рассказов. Нужно отметить также, что переработанные учебники не только предлагают теоретические тексты разных видов, но и организуют с помощью специальных заданий информационно-смысловую их обработку, учат правильно извлекать информацию не только из текстов лингвистического содержания, но и из схем, таблиц, инструкций. Подобная работа организуется в 5 — 8 классах, а также и на заключительном этапе обучения в 9 классе, что помогает ученикам успешно подготовиться к экзаменам по предмету.

Особенность данных учебников проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: систематически ведётся деятельность, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (с характерным логическим ударением, интонацией, темпом и тембром речи). Ярко выражена ориентированность учебников данной линии на целенаправленное развитие языкового чутья и опору на него при проведении языкового анализа слова. В связи с этим особое внимание уделяется работе с такими обобщающими понятиями, как морфема, морфемная модель слова, обеспечивающими формирование функционально-семантического взгляда на структуру слова, учитывающего семантическое наполнение морфемы в процессе языкового анализа. Такой подход в обучении способствует формированию умения опираться на структурно-смысловой анализ слова при проведении языкового анализа разнообразных видов, в том числе орфографического, лексического, морфологического.

Указанные особенности курса, реализованного в учебниках данной предметной линии, полностью соответствуют требованиям к современным образовательным системам. Однако в процессе переработки учебников с целью их усовершенствования и обеспечения соотнесённости с основными требованиями ФГОС второго поколения была значительно усилена коммуникативно-деятельностная составляющая курса и его направленность на достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.

В связи с этим в учебниках (в том числе и в учебнике для 8 класса) нашли дальнейшее развитие аспекты методической системы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки, что связано с формированием навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также развитием способности строить рассуждение на лингвистическую тему; 2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, в связи с этим увеличено количество заданий, направленных на формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.

Усилена направленность учебников в достижении личностных результатов обучения, указанных во ФГОС. В связи с этим особое внимание уделено развитию познавательных интересов учащихся и формированию таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребность обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке.

Учебники данной линии характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета — развитие логического мышления, речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.

В процессе переработки учебников большое внимание было уделено возрастным и психологическим особенностям обучающихся. В связи с этим приведён в соответствие нормам учебного времени объём теоретического материала, объём текстов, их компоновка и количество информации, заключённой в них; усилено внимание в процессе обучения к ведущей деятельности, характерной для детей основной школы (общение), к задачам формирования и развития абстрактного мышления.

Чтобы материал был доступен учащимся разного уровня подготовки, в учебниках усовершенствована система предъявления теоретического и практического материала. Так, цветной заливкой теперь оформляется вся теоретическая информация, которая содержится не только в текстах теоретического характера, но и в очень небольших по объёму попутных замечаниях и даже в материалах упражнений. При этом выделяется основной материал, обязательный для усвоения, и дополнительный материал (рубрика «Возьмите на заметку»).

Усовершенствован также и аппарат ориентировки учебников, в который включена система сигналов-символов (например, выделение дополнительных заданий в упражнениях, заданий повышенной сложности, а также заданий, предусматривающих использование электронного приложения к учебнику). Значительные изменения внесены в справочные материалы: теперь в каждом классе предъявляются все виды языкового разбора с особыми примечаниями, касающимися сложных случаев анализа, что также помогает построить обучение, соответствующее возрастным и психологическим особенностям учащихся каждого класса.

Задачей подчинения предъявляемого материала возрастным и психологическим особенностям обучающихся объясняется и проведённое усовершенствование в учебниках для 5 — 9 классов раздела ЗСП («Значение, строение и правописание слов»): принципы подачи унифицированы, указан морфемный состав каждого слова, включённого в данный раздел.

Продуман также с точки зрения физиологии ребёнка каждого возраста и характер наглядности, которая использована в учебниках для облегчения правильного понимания неизвестных или малопонятных слов, обозначающих исчезнувшие из современного быта предметы; для полноценного раскрытия теоретического материала, представленного, например, в виде схемы или таблицы, являющейся самостоятельным источником информации. Принцип преемственности определял и подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.

Система понятий и научных сведений в учебниках также подчинена принципам преемственности и последовательности на всех этапах обучения с 5 по 9 класс. Новый материал вводится на фоне уже известного как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний. Авторами учебника реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия —> осмысление лингвистической сути понятия —> овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение языкового анализа —> формулирование теоретических выводов —> углубление знаний. Учтены внутрипредметные связи, облегчающие процесс усвоения изучаемого.

Учебники 5 — 9 классов построены таким образом, чтобы обеспечивать обобщение изученного ранее с учётом места раздела в курсе, а также знаний, умений и навыков, которыми овладели школьники на предыдущих этапах обучения. Развитию и систематизации знаний и умений способствуют закрепи- тельно-контролирующие блоки в конце разделов, а также специальные упражнения, например, серии ЗСП, которые на отобранной лексике демонстрируют взаимосвязь значения, строения и правописания слова.

И в языковых, и в речевых фрагментах предусмотрена чёткая система повторения не только на уровне структуры курса (выделение специальных разделов в учебнике), но и в системе упражнений: там, где это возможно, в языковые упражнения введены дополнительные задания речевого характера, а в речевые — языкового. За счёт этого, в частности, усилена работа, направленная на формирование орфографических и пунктуационных навыков, с одной стороны, и коммуникативных умений, связанных с разными видами речевой деятельности, — с другой.

Организации обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода способствует и продуманная система предъявления специальных заданий, имеющих стратегическое значение, поскольку отражает направленность курса на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Так, в обновлённых учебниках целенаправленно предъявляются несколько серий упражнений, выполнение которых обеспечивает преемственность и перспективность в работе, нацеленность её на формирование практически важных умений на каждом этапе обучения. Таблица показывает, как последовательно отрабатываются взаимосвязанные умения, по сути дела, метапредметного характера и как названия упражнений отражают этапы в развитии этих умений.

 Класс

Серии упражнений

5

Учимся читать и понимать лингвистический текст

Учимся говорить на лингвистическую тему



6

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

Учимся говорить на лингвистическую тему

Учимся собирать и систематизировать информацию


7

Читаем и пересказываем лингвистический текст

Рассуждаем на лингвистическую тему

Собираем и систематизируем информацию


8




Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему

9




Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему

Таким образом, в переработанных учебниках усилены следующие современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций, на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.

В заключение отметим, что переработанные учебники являются частью УМК по русскому языку под редакцией доктора педагогических наук, профессора М. М. Разумовской и доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта. В этот комплект входят переработанная авторская программа, переработанные методические рекомендации для каждого класса, рабочие тетради, тетради для оценки качества знаний, тетради диагностических работ. Дополнить материалы учебника и организовать целенаправленную подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку помогают специальные пособия из серии «За страницами школьного учебника», схемы-таблицы по орфографии и пунктуации, сборники тестов «Шаг за шагом» для 5 — 9 классов, структура и типы заданий в которых соотносятся с материалами ГИА и ЕГЭ. Также в комплект входят и электронные приложения (к каждому классу), которые включают в себя интерактивные задания, позволяющие совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, усваивать и запоминать правила, учиться выполнять упражнения и задания различной степени сложности, в том числе писать интерактивные диктанты и изложения.

В данной книге представлена как общая характеристика школьного курса, разработанного авторским коллективом (5 — 9 классы), так и описаны особенности организации обучения на этапе 8 класса. Планирование, включённое в пособие, обновлено на основе уже накопленного школой опыта работы по данному учебнику. Кроме того, учтены пожелания и предложения учителей, что отражено в содержании главы, в которой даются разъяснения к каждому разделу школьного курса, характеризуются новые подходы в обучении, заложенные в учебник.

Авторами данного пособия являются М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов.